Управление доходами организации
В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж.Вот почему и бюджетирование лучше начинать с составления бюджета продаж,основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота предприятия или компании в предстоящем бюджетном периоде (сколько компания может продать и сколько денег выручить) .
Бюджет продажможет составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности компании. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации.
Очень часто в литературе и на практике возникает терминологическая путаница в отношении того, что предстоит подсчитать при составлении бюджета продаж: общий оборот, объем отгруженной или реализованной (в соответствии с понятиями из времен плановой экономики — оплаченной) продукции, выручку от реализации, объем продаж и т.д. Какие бы термины не использовались, речь идет именно о реализованной (отгруженной или поставленной) потребителям продукции, о прогнозируемой ее стоимости или о выручке от ее реализации. При составлении бюджета продаж ни о каких денежных средствах речь не идет. Имеется в виду только стоимость продаж.
Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).
Нужно иметь в виду, что при большой номенклатуре реализуемых компанией изделий и услуг необходимо их группировать. После этого надо составить бюджет продаж по группам продуктов и средним ценам для каждой группы либо в отдельности по тем видам изделий и услуг; совокупная доля которых в общем объеме продаж достаточно велика (не менее 50%). В последнем случае для остальных видов изделий и услуг в бюджете продаж разбивка не обязательна.
Главное в бюджете продаж — итоговая строка, в которой показан общий объем продаж за определенный период (декаду, месяц, квартал). Все остальное (выбор формата бюджета или способа получения отдельных данных для него) должно быть направлено на получение именно этой итоговой информации.
Продуктовый формат бюджета продаж наиболее характерен для производственных структур или небольших компаний с ограниченным ассортиментом, продуктов. Натуральные показатели объемов продаж нужны, во-первых, для того, чтобы отразить сезонные или иные колебания в сбыте отдельных видов продукции, во-вторых, создать основу для составления бюджета производства, который разрабатывается в натуральных показателях.
Причины колебаний в конъюнктуре сбыта продукции в различных отраслях могут быть разные. Они могут быть обусловлены сезонным характером спроса (например, на минеральную воду или цемент спрос с апреля по сентябрь на 15-40% больше, чем с октября по март), особенностями технологии производства (на кондитерской фабрике в жаркие летние месяцы -. июль и август -производство останавливается, так как выпускаемый шоколад быстро портится), спецификой финансирования заказов. Соответственно в плане-графике продаж меняются натуральные и стоимостные объемы продаж. Цена за единицу изделия также должна определяться при учете инфляции или изменения валютных курсов.
Общий оборотопределяется умножением количества предполагаемой к продаже продукции (в натуральном выражении) на отпускные цены предприятия (отдельно по каждому виду изделий). Наряду с планом-графиком физического объема продаж (в натуральных показателях) необходимо составлять такой же график для отпускных цен предприятия, Это приходится делать прежде всего в условиях высокой инфляции.
Одновременно для руководителей предприятия было бы неплохо определить так называемые чистые продажи(именно они скорее всего могут быть названы доходом от реализации или выручкой от реализации) или ту часть объема продаж, которая остается в. распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом, вычета всех выплат в бюджет с общего оборота (невозмещаемого НДС, местных налогов, акцизов, сборов и других налогов, взимаемых с оборота).
Чистые продажи = | Общий объем продаж | — Налоги с оборота | — Полуфабрикаты. |
(Доход или выручка от реализации) | (Число единиц продуктов на отпускную цену) | (Невозмещаемый НДС, налог с продаж и др.) | (Для других цехов или поставки дочерним структурам по трансфертным ценам) |
По сути, налоги с оборота являются разновидностью условно-переменных расходов. И пока такие налоги не отменены, при составлении бюджетов их нужно нормировать. Это можно осуществить двумя способами:
1) скорректировать (уменьшить) на соответствующую величину отпускную цену(в этом случае в структуре цены необходимо выделять долю указанных выше выплат в бюджет);
2) установить резерв (норматив резервирования) для расчетов с бюджетом по общему обороту.(Здесь требуется заранее определить, какой процент от общего оборота за соответствующий период будет резервироваться для последующих расчетов с бюджетом.)