Развитие системы налогообложения
Налоговая система Российской Федерации претерпела в последнее время ряд различных изменений. Эти изменения, в свою очередь, коснулись следующих налогов: налога на добавленную стоимость (НДС), единого налога на вменённый доход (ЕНВД), налог на имущество физических лиц. В число таких налогов входит также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Обсуждение вопроса развития налога на доходы физических лиц связано с проблемой администрирования данного налога, существующих твёрдых ставок по налогу и уплаты его в бюджет государства. Отрицательные финансово-экономические последствия данных проблем очевидны. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, который сочетает в себе большой спад производства и высокий уровень инфляции. В этих условиях доля налога на доходы физических лиц очень мала. Несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения, доля налога на доходы физических лиц гораздо меньше, чем у стран с развитой рыночной экономикой.
Налог представляет собой обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, размер и сроки которых установлены законом [1].
Формирование государственного бюджета напрямую зависит от налогов, в том числе и от поступающих с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. В свою очередь, доход представляет собой, денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности, за определённый период времени. Налог на доходы физических лиц имеет обязательные элементы, одним из которых является налоговая ставка.
Налоговая ставка (норма налогового обложения) – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налог на доходы физических лиц является федеральным, т.е. единым на всей территории РФ. Ставки налога варьируются от 9 до 35%, которые зависят от вида полученного дохода, а также от статуса налогоплательщика – является ли он налоговым резидентом РФ или не является. НДФЛ полностью поступает в местные и региональные бюджеты [1].
НДФЛ имеет обязательные элементы, одним из которых выступает налоговая база , которая в свою очередь представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При расчёте налоговой базы необходимо учитывать налоговые вычеты. Вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. С 1января 2015 года к ним добавится инвестиционный налоговый вычет [2].
Как и любой налог сформированной системы налогообложения НДФЛ имеет свои недостатки. Данная система не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Реформирование НДФЛ тесно связано с социальной системой, сложившейся в обществе на данный момент, а, именно, с уровнем доходов работающего населения.
Главной идеей министерства финансов, является установление единой 13 процентной налоговой ставки на доходы физических лиц.
Для каждого человека играет огромную роль знание основ системы налогообложения и налогов. Налогоплательщику необходимо знать за что и какой налог необходимо уплатить, в каком размере и в какие сроки [3].
Главным фактором, сдерживающим проведение социальных реформ, является низкий уровень доходов основной части населения. По статистическим данным в апреле 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29453 рубля. Для экономических преобразований необходимо начинать с реформы доходов населения, для этого необходимо внести изменения в налоговую систему, которые будет направлена на решение конкретных задач:
- Необходимо обеспечить потребности малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости и данные потребности, выраженные в денежном эквиваленте освободить от налога на доходы( освобождение от НДФЛ минимального прожиточного уровня);
- Отладить механизм администрирования доходов населения (в большей степени так называемых «скрытых» доходов, не облагаемых налогом и непополняющих государственную казну.
В настоящее время наблюдается тенденция в неадекватности твердых налоговых ставок по НДФЛ с налоговой базой – доходами разных категорий налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить справедливость системы налогообложения налоговой системе нужны прогрессивные ставки налога, другими словами более высокие доходы должны облагать более высокими ставками по НДФЛ. Чтобы решить данную проблему необходимо внести изменения в систему налогообложения доходов физических лиц. Эти изменения должны быть направлены на:
- Разделение налогообложения доходов, которые имеют различные источники образования.
- Установление стандартного налогового вычета, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей населения.
- Налогообложение НДФЛ проводить по разработанной прогрессивной шкале доходов, отвечающей современным экономическим реалиям в обществе. Разработка новой прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ в РФ должна производится с учётом накопленных положительных знаний мировой практики по применения прогрессивных ставок по обложению доходов работающего населения.
На наш взгляд переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать поэтапно, при этом начать нужно с установления необлагаемого минимума, соответствующего минимальному размеру оплаты труда. Ставки прогрессии необходимо устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан. В свою очередь максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень, который не должен снижать стимулы для получения высоких доходов [4].
Необходимо при разработки новых подходов по налогообложению доходов физических лиц уделить внимание аспекту семейного и социального положение налогоплательщика при распределении налоговых обязательств между различными категориями населения. В данном вопросе можно опереться на мировой опыт так называемого «семейного» налогообложения [4]
Все перечисленные подходы к развитию системы налогообложения физических лиц будут способствовать её совершенствованию и соблюдению принципа справедливости взимания данного налога.