Основные функции предпринимательского права, предмет и метод.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права — это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет предпринимательского права входят:
— профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
— отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
— предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
— хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
— государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
— императивный метод — метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);
— диспозитивный метод — предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Функции предпринимательского права — это основные направления его воздействия на предпринимательские отношения. Выделяют две основные функции предпринимательского права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция предпринимательского права представляет собой государственное регулирование позитивного развития предпринимательских отношений.
Охранительная функция предпринимательского права обеспечивает охрану предпринимательских отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности, государства и общества.