Механизмы управления государственным долгом
Механизм управления состоит из совокупности следующих подсистем:
- инфраструктура (институциональная подсистема);
- правовое обеспечение (правовая подсистема);
- экономическое оперативное регулирование (подсистема параметров регулирования долга и заимствований);
- технология (торговая подсистема);
- подсистема урегулирования долга.
В состав институциональной подсистемы входят следующие группы институтов:
1) эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг или реципиенты несекьюритизированных займов, осуществляемых государствами (муниципалитетами), — выступают на рынке в качестве лиц, обязующихся обслуживать и погашать государственный (муниципальный) долг;
2) агенты государства на рынках государственных (муниципальных) ценных бумаг — органы, уполномоченные эмитентом или другим государственным органом, занимающиеся размещением ценных бумаг, выплатой процентов и погашением основной суммы долга;
3) агенты по размещению и андеррайтеры — выступают контрагентами по первичному размещению ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг;
4) финансовые консультанты — предоставляют необходимую информацию по предполагаемому выпуску и размещению долговых обязательств;
5) гаранты, страховщики и попечители фондов погашения — повышают надежность выпусков ценных бумаг (обычно на ценные бумаги муниципалитетов или государств с низким рейтингом);
правовая подсистема представляет собой юридическую платформу функционирования институциональной подсистемы. Она включает следующие элементы:
1) регулирование статуса ценных бумаг (включая основные условия установления дохода и погашения) и основ кредитных договоров и соглашений о займах;
2) регулирование статуса субъектов заемных отношений (заемщиков, гарантов, агентов);
3) регулирование объемов привлечения, общего объема государственного и муниципального долга и стоимости обслуживания долга;
4) регулирование процессов эмиссии и размещения государственных и муниципальных ценных бумаг;
5) регулирование допуска профессиональных участников рынка и инвесторов на рынки государственных и муниципальных ценных бумаг;
Подсистема урегулирования долга выполняет функции выбора приемлемых форм управления задолженностью для своевременного и полного погашения обязательств перед кредиторами. В случае если государство сталкивается с проблемами обслуживания задолженности, существует два варианта исхода событий:
1) объявление дефолта;
2) поиск совместно с кредиторами взаимоприемлемых путей их решения.
Дефолт — отказ должника от исполнения всех или части своих обязательств по долговым ценным бумагам и кредитным договорам. В зависимости от количества инструментов, по которым должник отказался платить, различают дефолт полный и частичный. Полный дефолт — это неисполнение обязательств по всем долговым инструментам или по группе инструментов. Частичный дефолт предполагает непогашение обязательств по одному или нескольким инструментам с одновременным погашением обязательств по другим инструментам. Кроме того, если неплатежи по одним долговым инструментам могут повлечь за собой неплатежи по другим долговым инструментам, такая ситуация называется «кросс-дефолт».
Учитывая, что государственный долг является формой государственного кредита как звена централизованного блока финансовой системы, управление государственным кредитом принято рассматривать в широком и узком смысле.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют размер бюджетных доходов и расходов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, целесообразность осуществления государственных заимствований и финансирования программ по поддержке малого бизнеса или отдельных регионов страны.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Для определения эффективности государственных кредитных операций (Э) рассчитывается отношение превышения поступлений над расходами к расходам по системе государственного кредита:
Э=[(П — Р) : Р] * 100 %,
где П — поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
При опенке эффективности государственных кредитных операций учитывают их положительное влияние на государственный бюджет, денежное обращение в стране, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (К), который рассчитывается отношением всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженным в процентах:
К=Р:Э*100 %,
где Р — сумма всех платежей страны;
Э — доходы от экспорта товаров и услуг.
Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. По состоянию на первое полугодие 2011 г. в России этот показатель составил чуть более 15%. По данным платежного баланса России за I квартал 2012 г. уровень этого показателя составляет 9,6%.