консолидированные бюджеты
Собственные и консолидированные бюджеты
В нашей стране потребность в ведении консолидированного бюджета сформировалась в 1991 году, после модернизации бюджетной системы РСФСР.
Консолидированный бюджет субъектов России отражает сводную информацию, которую предоставляют субъекты бюджетного управления в виде консолидированного бюджета, формируемого из региональных и местных бюджетов (без ТФОМС и прочих внебюджетных фондов). То есть консолидированный бюджет – это источник наиболее полной информации для аналитических расчетов и прогнозных работ на государственном уровне. Доходы консолидированного бюджета России учитываются с указанием источника их возникновения. Расходы консолидированного бюджета также фигурируют в учете с указанием цели их применения.*
*Особое внимание уделяется сбалансированности, которая достигается путем того, что доходы консолидированного бюджета (составленные из налогов и сборов федеральных бюджетов и бюджетов субъектов) утверждаются в первую очередь, а расходы консолидированного бюджета – во вторую по всем восьми видам. При этом перейдя на следующий шаг, отменить предыдущий нельзя.
Такая необходимость, как формирование консолидированного бюджета и консолидированной отчетности, обусловлена, собственно, образованием холдинговой структуры или, другими словами, объединением нескольких компаний в группу. Рост числа компаний, объединяющихся в интегрированные корпоративные структуры или группы, связан, в том числе и с экономической нестабильностью, как было, например, в уже упомянутые 90-е. В таких условиях слияния происходят с целью получения ряда преимуществ, которые недоступны единичным организациям:
- Эффективность снижения налоговых выплат;
- Увеличение оборотных средств;
- Внутреннее кредитование и финансирование холдинга;
- Снижение затрат;
- Повышение конкурентоспособности;
- Концентрация капитала;
- Возможность получения крупных объемов заемных средств и т.д.
Эффективное управление группой компаний невозможно без выстроенной системы планирования. Как следствие в компаниях стали появляться специализированные подразделения, в виде бюджетных управлений. Задачами бюджетного управления стали, в первую очередь, подготовка и контроль исполнения консолидированного бюджета по группе компаний, входящих в единую финансово-промышленную группу.
Финансово-промышленные группы, уделяющие значительное внимание процессам бюджетирования, получили значительное преимущество, за счет более эффективного управления.
Консолидированный бюджет и консолидированная отчетность по группе компаний — это результат объединения функциональных бюджетов, управленческой и финансовой отчетности* по группе компаний за исключением межгрупповых оборотов.
Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».