Характеристика финансовой системы Германии
Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты земель, бюджеты общин (коммун), специальные правительственные и внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы Германии. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления:
— федерации (федеральный бюджет);
— земель (бюджеты федеральных земель);
— общин (коммунальные или муниципальные бюджеты).
Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным годом. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному Правительству.
Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является Федеральная Счетная палата, руководство которой избирается обеими палатами Парламента страны (по представлению Правительства ФРГ) сроком на 12 лет. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.
Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.
Федеральный бюджет в полном объеме получает страховой налог, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, спиртосодержащие продукты, кофе и табак. К числу совместных налогов относятся: подоходный налог, налог на корпорации, налог с оборота.
Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы, которые отражают особенности развития страны. Структура расходов федерального бюджета представлена следующими направлениями:
- Социальная защита населения – 50%;
- Национальная оборона и национальная безопасность – 30%;
- Исследования и высшее образование – 10%;
- Транспортная инфраструктура и содержание федеральных автодорог – 10%.
2.2. Бюджеты федеральных земель и общин
Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе Германии составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное и жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата.
Основные направления расходов бюджетов федеральных земель:
- Развитие культуры и среднего образования;
- Защита предпринимательства;
- Общественная безопасность;
- Налоговое администрировани