Характеристика финансовой системы Германии

Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты земель, бюджеты общин (коммун), специальные правительственные и внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

  1. Звенья финансовой системы Германии

2.1. Федеральный бюджет

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы Германии. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления:

— федерации (федеральный бюджет);

— земель (бюджеты федеральных земель);

— общин (коммунальные или муниципальные бюджеты).

Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным годом. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному Правительству.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является Федеральная Счетная палата, руководство которой избирается обеими палатами Парламента страны (по представлению Правительства ФРГ) сроком на 12 лет. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Федеральный бюджет в полном объеме получает страховой налог, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, спиртосодержащие продукты, кофе и табак. К числу совместных налогов относятся: подоходный налог, налог на корпорации, налог с оборота.

Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы, которые отражают особенности развития страны. Структура расходов федерального бюджета представлена следующими направлениями:

  • Социальная защита населения – 50%;
  • Национальная оборона и национальная безопасность – 30%;
  • Исследования и высшее образование – 10%;
  • Транспортная инфраструктура и содержание федеральных автодорог – 10%.

2.2. Бюджеты федеральных земель и общин

Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе Германии составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное и жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата.

Основные направления расходов бюджетов федеральных земель:

  • Развитие культуры и среднего образования;
  • Защита предпринимательства;
  • Общественная безопасность;
  • Налоговое администрировани