Государственное регулирование экономики
Роль государства в поддержании экономической системы
Правительство должно определять меры, необходимые для нормального функционирования и развития экономической системы государства с учетом мировой конъюнктуры, технологических тенденций для обеспечения стабильного положения государства на мировых рынках и конкурентоспособности национальной экономической системы.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства, лицензирования и т.п. Принуждение часто обосновывается политической необходимостью, требующей подчинения личных и деловых интересов общественным.
Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и заслуживает самого пристального внимания. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование экономики решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, модернизация производства и повышение производительности, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственное регулирование экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в стране и состояния макроэкономических условий деятельности в конкретный период.
Суть государственной политики регулирования хозяйственной состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен (перегрев экономики, который хорошо виден на примере ряда стран Азиатско-тихоакинского – региона таких как Китай, Южная Корея, Сингапур). В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности снизить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование экономики также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по уменьшению чрезмерной концентрации производства.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Это проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
Влияние государственного регулирования хорошо видно на примере прямого государственного вмешательства в деятельность ОАО «Автоваз» в период острого экономического кризиса в 2008г., когда государство оказало прямую финансовую, а в последствии и административную поддержку при переговорах с зарубежными партнерами. Кроме этого была реализована программа «машина в обмен на хлам» по утилизации и обмену старых автомобилей при приобретении вместо них продукции ОАО «Автоваз».