Бюджетный процесс в Российской Федерации, задачи, принципы организации

Бюджетный процесс в Российской Федерации, задачи, принципы организации, направления совершенствования в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса

бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Задачи бюджетного процесса:

1) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов,

2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,

3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема,

4) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике,

5) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня,

7) повышение роли бюджетного планирования (прогнозирования),

8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

— глава государства;

— органы законодательной власти;

— органы исполнительной власти;

— органы денежно-кредитного регулирования;

— органы государственного и местного финансового контроля;

— государственные внебюджетные фонды;

— главные распорядители бюджетных средств.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

— единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством,

— реальность планируемых бюджетных доходов,

— гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению,

— соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы,

— периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.

 

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации разработана во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации» и направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

 

Цели и основные направления реформирования бюджетного процесса

Целью предлагаемой в настоящей Концепции реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

1) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

2) выделение бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;

3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4) развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

На современном этапе при адаптации к современным стандартам развитых стран, стоит учитывать и мировой финансовый кризис, адаптировать бюджетный процесс и бюджетную систему и сам бюджет к современным условиям.