Бюджетный процесс в Российской Федерации, задачи, принципы организации
Бюджетный процесс в Российской Федерации, задачи, принципы организации, направления совершенствования в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса
бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Задачи бюджетного процесса:
1) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов,
2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,
3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема,
4) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике,
5) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня,
7) повышение роли бюджетного планирования (прогнозирования),
8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
— глава государства;
— органы законодательной власти;
— органы исполнительной власти;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного и местного финансового контроля;
— государственные внебюджетные фонды;
— главные распорядители бюджетных средств.
Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
— единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством,
— реальность планируемых бюджетных доходов,
— гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению,
— соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы,
— периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации разработана во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации» и направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Цели и основные направления реформирования бюджетного процесса
Целью предлагаемой в настоящей Концепции реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
1) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
2) выделение бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;
3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;
4) развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
На современном этапе при адаптации к современным стандартам развитых стран, стоит учитывать и мировой финансовый кризис, адаптировать бюджетный процесс и бюджетную систему и сам бюджет к современным условиям.