Антикризисные рекомендации
10 антикризисных рекомендаций для управления финансами компании
Ниже приведен список рекомендаций для антикризисного управления. В нем учтены предложения американской компании GrantThornton.
- Считайте деньги, а не прибыль:
- в условиях замедляющейся экономики, оценка и управление CashFlow предприятия приобретает особое значение. Следует сосредоточиться на Cash, а не на показателях прибыли предприятия;
- рекомендуется придерживаться строгой политики сбора долгов с дебиторов. Если клиент захочет воспользоваться вашими деньгами, он это сделает обязательно, если вы ему в этом не помешаете.
- Попытайтесь увеличить производительности компании:
- проанализируйте возможность ускорения технологических процессов;
- сократите до минимума все операции, которые не приносят ценности процессу;
- найдите критичные «бутылочные горлышки» ваших технологических процессов и попытайтесь их устранить.
- Будьте безжалостны в контроле за расходами:
- сократите расходы до минимума и обяжите руководителей отчитываться за любые траты;
- спрячьте эмоции и сосредоточьте усилия на сокращении основной статьи расходов: персонале. Но объясняйте свои решения сотрудникам и мотивируйте тех, кто останется после сокращений;
- однако не стоит автоматически резать расходы на маркетинг: это очень просто сделать, но вам будет тяжело отвоевывать свою долю на рынке, когда рынок стабилизируется;
- помните, что вокруг много конкурентов и сокращение расходов не должно касаться сокращения присутствия бренда компании на рынке.
- Оценивайте клиентов и поставщиков:
- изучайте любую финансовую информацию о клиентах. Перепроверяйте информацию, даже если контрагент выглядит «финансово здоровым»;
- каждый раз, подписывая новый контракт, задавайте себе вопрос: что будет с моим бизнесом, если завтра контрагент объявит себя банкротом?
- Пересмотрите план по инвестициям в основной капитал:
- инвестиции в новые активы могут лишить вас средств в самый неподходящий момент;
- если инвестиции не являются для компании критичными с точки зрения миссии бизнеса, отложите их.
- Подружитесь с банками:
- относитесь к своему банку как к стратегическому партнеру;
- дайте ему максимально полную информацию о своих делах и состоянии бизнеса: банки зарабатывают на том, что дают в долг, поэтому им важно видеть, что вы процветаете и ваш бизнес стабилен, чтобы выдать вам кредит.
- Подумайте над альтернативными вариантами финансирования:
— в текущей ситуации нужно четко понимать план действий на случай проблем у вас или у вашего банка;
— необходимо искать источники, выходящие за пределы банковского финансирования:
- заключение договоров с поставщиками с отсрочкой платежа;
- использованиетолинга (не исключается возврат ко времени давальческих схем);
- факторинговые схемы.
- Следите за компаниями, которые имеют проблемы и могут представлять для вас стратегический интерес:
- многие компании, оказавшиеся на грани банкротства, будут искать стратегического инвестора;
- не делайте приобретений только потому, что вам это по силам;
- особую тревогу у вас должны вызывать предложения, в которых владельцы бизнеса ищут скорейшего избавления от своего детища (вместо разработки стратегии выхода из сложившейся ситуации.
- Защитите личное благосостояние:
- может быть, вам и не очень нравится идея впустить в ваш бизнес еще нескольких владельцев, но привлечение позволит бизнесу выжить;
- если вы все-таки выбираете путь заимствований, удостоверьтесь, что ваши персональные гарантии не подрывают вашего личного благосостояния за пределами бизнеса (лишиться крыши над головой гораздо XY же, чем потерять бизнес).
- Продумайте наихудшие сценарии:
— без паники; вы не одиноки! — Кризис затронул все отрасли и почти все компании;
— тщательно продумайте варианты развития ситуации:
- есть ли смысл в продаже части бизнеса?
- что даст привлечение дополнительного финансирования?
— ни в коем случае не дожидайтесь момента, когда ваша компания окажется без денег.
В заключение стоит сделать еще одну рекомендацию, которая носит организационный характер. Необходимо создать рабочую группу (в нее могут входить как сторонние специалисты, так и работники компании), которая наделяется особыми полномочиями.
Группа должна собрать необходимую информацию о состоянии компании и разработать план антикризисных мероприятий. План необходимо детально обсудить в составе собственников предприятия, топ-менеджеров, рабочей группы и компетентных в этом вопросе специалистов.
В зависимости от причин и глубины кризиса план может предусматривать различные меры, вплоть до ликвидации или продажи бизнеса. Однако эта самая радикальная мера должна быть рекомендована в самом крайнем случае. Первая задача, которую должен поставить руководитель рабочей группы, состоит в том, чтобы найти способы использования кризиса для повышения эффективности.