Возрастные особенности воображения у дошкольников

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. По мере накопления ребенком жизненного опыта его мышление все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может «проделывать» действия в уме. В раннем возрасте ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи могут использоваться для обозначения других, служить им заменой, — формируется знаковая функция сознания. Вместо представлений о реальных действиях с реальными вещами он начинает использовать образы, обозначающие эти действия и вещи.

Когда у ребенка устанавливается связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке предметы, явления и события. Это значит, что у него зарождается воображение.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений. Это, прежде всего, впечатления от прослушивания рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.

Однако на первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке и представляет себя всадником, а палку — лошадью. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы, которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметом, которого в действительности нет.

Старший дошкольный возраст является сензитивным — чувствительным — для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, — в рисовании, конструировании и т.п.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *