Успешное развитие ребенка − «на бегу»

В наши дни ранее развитие ребенка – уже не редкость. Желающих серьезно заниматься со своими малышами становится все больше. Но что делать, если мама − главный учитель ребенка – человек занятой? Она трудится дома, делая что-либо своими руками. Она − фрилансер. Или же мама вновь заняла свое рабочее место вне дома, оставив малыша на попечении бабушки или няни. И, конечно же, она не освобождена от каждодневных домашних забот: приготовить, убрать, постирать, зашить и т. д. Когда же найти время для занятий с ребенком? Неужели все мечты о его раннем развитии растают без следа?

Ну уж нет! Так скажет целеустремленная мама. Так скажете, наверняка, и вы. И вас поддержат авторитетные педагоги: уж они-то знают, что говорят! При наличии в арсенале мировой и отечественной педагогики стольких эффективных методик можно найти выход. А главное – можно найти время – и ошеломляющий результат ранних занятий с детьми от 0 до 6 лет станет фактом истории вашей семьи.

Советы для занятых мам: как развивать ребенка «на бегу»

Итак: свободного времени почти нет. А большинство развивающих программ требует системного подхода. Как ухитриться позаниматься с ребенком? Да не просто так, а в соответствии со всеми требованиями авторитетной методики? Вот несколько советов, придерживаясь которых можно без больших усилий развить у своего малыша интеллект, память, внимание, любознательность, умение учиться.

Совет 1. Разработайте четкий режим дня: свой и ребенка.

Режим дня – это планирование. А правильное планирование – это пол-успеха любого предприятия. Излишне говорить, что режим дня – это еще и здоровье. Так что первое, что надо сделать – это продумать режим дня малыша. На его основе и с учетом занятости – разработать свой режим, стараясь максимально совместить хронологию своего свободного времени и минуты для занятий с ребенком.

Не забывайте, что большинство методик требует частых, но коротких игровых уроков. Через несколько дней станет ясно, насколько удачно адаптирован ваш режим дня к процессу обучения. Откорректировать его можно без проблем!

Совет 2. Выберите развивающую методику, максимально подходящую вам, ребенку и ритму жизни семьи.

Прочитайте описания разных методик раннего развития российских и зарубежных педагогов. Познакомьтесь с их результативностью. Поинтересуйтесь отзывами мамочек. Просмотрите видеоролики с записью занятий. Уточните, какова желательная продолжительность игровых моментов. И только потом примите решение, обязательно посоветовавшись со своими родными.

Убедились, что заниматься по этой системе реально? Значит – вперед! Корректируйте режим дня под выбранную методику и начинайте регулярные занятия.

Совет 3. Создайте условия для занятий.

Помните: чтобы был результат, да еще в условиях вашей занятости, оптимальные условия для проведения развивающих занятий важны очень! Помогать вам должен сам малыш: его зрение, слух, эмоции, двигательная активность. А чтобы все это работало на развитие – выберите для занятий светлую нетесную комнату с яркими игрушками и необходимой мебелью. Дела пойдут быстрее!

Учтите, что игры могут проходить не только в детской: ведь вы занятая мама! Кухня, гостиная, спальня должны быть также хорошо освещены и быть безопасными для маленького ученика.

Совет 4. Привлеките к занятиям других членов семьи.

Вам повезло, если хотя бы иногда папа, бабушка, дедушка могут заменить вас на посту учителя! Не списывайте со счетов и старших детей. Ведь сегодня нередко бывает, что малыш рождается при наличии в семье взрослого ребенка, зачастую совершеннолетнего. Он тоже сможет помочь! К примеру, поиграть в полезную игру или сходить с братиком-сестричкой в музей, театр, цирк или парк.

Остается только провести курсы ликбеза в области развивающей методики – и за дело! А если ваш помощник проявит себя талантливым педагогом, то для занятой мамы это идеальный шанс освободить свое время и разнообразить развивающий процесс.

Совет 5. Всегда выполняйте такие условия:

− часто улыбайтесь;

− много говорите с малышом;

− задавайте ему вопросы и отвечайте на них сами, если ребенок еще маленький;

− не сюсюкайте;

− не забывайте о тактильном контакте: почаще обнимайте ребенка, трогайте его, при разговоре присаживайтесь и смотрите ему в глаза;

− проявляйте не только положительные эмоции, но и грусть, разочарование, непонимание, удивление, обиду;

− уважайте мнение малыша;

− будьте увлеченной и разносторонней.

Постарайтесь прислушаться к этим рекомендациям, и вы поймете: развитие малыша «на бегу» сложно, но возможно. По большому счету, это будут полноценные занятия, только подобранные и выстроенные с учетом жизненной ситуации.

Какие же возможности открывают перед занятой мамой современные развивающие методики?

Монтесорри: помогаем маме

Итальянский педагог Мария Монтесорри во главу своей системы ставит изучение окружающего мира, строения его элементов. И все это − при условии стремления ребенка к получению знаний без излишней нагрузки. Некоторые задания методики Монтесорри – просто подарок для занятой мамы и отличный вклад в будущее!

  • Такая «говорящая» тишина.

Пока мама занимается каким-нибудь важным делом, малыш может послушать тишину. Тиканье часов, шум улицы, разговор за стенкой, стук посуды, дыхание человека – как много интересного можно обнаружить вокруг, если помолчать! А если мама на фоне тишины даст занимательное задание, то к знакомым шумам прибавится звук, издаваемый самим малышом и предметами в его руках.

Такие занятия учат детей видеть свое место в окружающей среде, оценивать свои действия, владеть собой, организовывать себя в нужный момент.

  • Переливание воды.

 

Легко занять ребенка процессом переливания воды. Приготовьте ему два прозрачных сосуда. Один – с горлышком и отметкой уровня воды. Другой – с широким горлом. Налейте чуть окрашенную воду в сосуд с горлышком и медленно покажите, как следует переливать воду в другую емкость. Демонстрацию можно повторить. Малыш с удовольствием будет проделывать все операции. (Запаситесь только тряпочкой!) Чуть позже это задание усложните: малыш сможет научиться ставить цветы в вазу.

Оба этих упражнения вы способны контролировать, занимаясь своим делом, если малыш уже набрал опыта и лишь совершенствует свои навыки. Он будет развивать координацию движений, глазомер, понимание сути технологического процесса, способность к анализу своих действий.

Вальдорфская методика: творческая мастерская

На раннем возрастном этапе данная методика предлагает развитие эмоциональной сферы ребенка.

  • Пальчиковые игры.

Исключением могут служить пальчиковые игры, напрямую стимулирующие интеллектуальные качества мозга. Их просто необходимо вводить в развивающий курс. Времени они требуют немного, оборудования – минимум, а польза – огромная. Это развитие речи, памяти, внимания, координации движений. Быстро, удобно и эффективно. И главное – всегда можно найти время и место их проведения.

  • Танцы.

Дети танцевать любят. Если вы покажете им несколько движений, то при включенной музыке малыш будет с удовольствием танцевать на радость родным. А групповые ритмические занятия − это отличный шанс подвигаться и самой маме. Ведь фитнес-нагрузка никому не повредит?

  • Фольклор.

Народное творчество во всех его проявлениях – вот, что выгодно отличает вальдорфскую систему. Потешки, скороговорки, песни, танцы, изготовление костюмов и кукол – при правильной организации игровых занятий все это не потребует много времени и с легкостью впишется в режим дня.

Система Никитиных: здоровье плюс интеллект

Супруги Никитины акцентируют внимание на неразрывной связи физического здоровья ребенка и умственной работы мозга. Что же привлечет в ней вас, маму, у которой расписана каждая минута?

  • Спортивный уголок в квартире.

Именно здесь малыш может играть с мячиком, ползать, заниматься на мини-тренажере. А проследить за ним поможет кто-либо из членов семьи.

  • Головоломки.

Если ребенок увлечется работой с головоломками, то маму можно поздравить: 5-10 минут свободного времени у нее есть. Никитины предлагают развивать память, внимание, способность к анализу и синтезу с помощью интеллектуальных игр, особых «кирпичиков», конструкторов и т. д.

  • Компьютерные игры «Собери узор».

Вариацией на известную игру системы «Собери узор» стали компьютерные игры, где ребенок должен выполнить ряд заданий, переставляя фигуры на экране монитора. Это эффективное развитие логики, абстрактного мышления. А время вы потратите только для объяснения принципа его выполнения и, конечно же, поощрения малыша.

Методика Домана-Маниченко: лучше меньше, но с желанием

Одна из основ философии системы Домана-Маниченко – лучше меньше, но лучше, с желанием. Взрослым стоит тонко чувствовать грань, за которой малышу занятие становится неинтересным или утомительным. Это идеально подходит для работающей мамы! Разве это не ваша проблема – отсутствие свободного времени? А найти несколько пятиминуток в течение дня куда легче, чем полчаса-час на одну игру.

Вообще, данная методика позаимствована у американского физиотерапевта Глена Домана. Российский педагог-психолог Андрей Маниченко доработал её и полностью адаптировал для развития русскоязычных детей. Примечательно, что практически любой прием системы очень комфортно применять при дефиците времени у мамы-учителя.

  • Чтение словами.

Несложно показать малышу 3-5 слов в быстром темпе (это всего несколько секунд!), назвать их и повторить этот процесс 9-15 раз в сутки. Память, быстрота мышления и скорость овладения чтением – вне конкуренции! (Участие родственников приветствуется!)

  • Математика по карточкам.

Карточки с точками для обучения счету и понимания состава числа, знаками математических действий, геометрическими фигурами работают так же короткое время (секунды-минуты по несколько раз в сутки), но эффективно.

  • Время английского.

Эта методика подразумевает показ карточек со словами, разговор на английском в определенных ситуациях. Моете вы посуду – назовите кухонный инвентарь по-английски! Готовите ужин – озвучьте меню с помощью знакомых английских слов!

  • Такой занимательный мир!

Карточки системы Домана-Маниченко – это тематическая энциклопедия, где по группам собраны иллюстрации и описания предметов и явлений окружающей жизни. Их можно развесить по комнате, всегда иметь стопку карточек под рукой, чтобы в любой момент познакомить малыша с новым животным или явлением природы. Буквально минутки затраченного времени в любой свободный момент режима дня!

Ну что, мамочки? Стало не так страшно? Ведь понятно, что даже при огромной занятости можно найти минуты свободного времени и подарить их своим детям. Нетрудно убедиться, что слова «на бегу» не станут приговором к уровню развития малыша. Просто нужно «бежать» в нужном направлении, вооружившись знаниями подходящей для себя и ребенка методики раннего развития.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *