Система муниципального хозяйства

 Система МХ – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.

 В качестве элементов системы выступают:

  • Органы управления МХ (ОМСУ)(субъект управления). Поскольку объекты МХ разной формы собственности, то и управление этими объектами отличаются спецификой. В отношении объектов муниципальной формы собственности это может быть непосредственно управление.

 В отношении объектов иных форм собственности – заключение договоров на обслуживание и оказание услуг.

  • Население (и субъект, и объект управления) выступает полноценным элементом, поскольку возможны и желательны различные объединения населения для осуществления собственных инициатив и управление территорий – ТСЖ, ДСК, непосредственное управление.

  • Различные предприятия, организации, учреждения разных форм собственности (объект управления).

 Хозяйство – совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных:

  •  Видом собственности (форма). У МСУ двойственная природа – несет и государственное и общественное начала, соответственно проблемы с собственностью;

  •  Характером деятельности (чем занимается). МХ представлено разными направлениями;

  •  Территорией, на которой осуществляется деятельность (государство, муниципалитет, часть муниципалитета).
  •  Существуют разные подходы к определению МХ:

 Некоторые рассматривают МХ как простую совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство). Следовательно нет заботы ОМСУ о развитии территории, интереса в создании инвестиционной привлекательности, так как прибыли нет, а если есть, то отчисления в местный бюджет.

 Другие рассматривают МХ как все совокупность хозяйств, распложенных на территории МО, так как властные полномочия ОМСУ распространяются на все хозяйствующие субъекты его территории. Следовательно МСУ стоит выше хозяйствующих субъектов, преимущества МСУ в конкуренции.

 Российский исследователь Лев Велихов (крупный общественно-политический деятель из дворян -1875 год) указывал на особенность МХ, которая лежит в его целях (цель – удовлетворение коллективных потребностей городского населения).

 Две предыдущие точки зрения можно объединить и обозначить, что в них включаются те хозяйствующие субъекты (как муниципальные, так и других форм собственности), деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения МО.

 Если рассматривать элементы МХ, то они имеют следующую структуру:

  • Государственные предприятия хозяйственных систем;

  • Муниципальные предприятия, организации, учреждения;

  • Предприятия частной и иных форм собственности.

 На развитие МХ оказывают влияние следующие факторы (их следует учитывать при разработке стратегии развития МО):

  • Территориальная общность производства, что предполагает развитие социально-производственной инфраструктуры. Объекты должны быть в комплексе, что возможно для городского округа.

  • Единство системы населенных пунктов (город с прилегающей территорией, муниципальный район);

  • Население (режим воспроизводства, плотность, удельный вес трудоспособного населения, система расселения, иммиграция, половозрастной состав, наличие местных сообществ, удельный вес экономически активного населения, наличие и количество домохозяйств);

  • Общность природопользования и охрана окружающей среды (кладбище на 2 МО).

Структура МХ

 МХ – сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства, необходимыми ресурсами (воды, тепла, газа …) – хозяйство в пределах определенного МО.

 МХ – очень сложный объект в управлении (из-за многопрофильности и неоднородности, многосубъектности.

 Состав МХ:

 Градообразующая сфера – ориентирована на развитие территории(промышленность, строительство, крупные научные центры) – ориентирована на внешний рынок. Это предприятия и организации, продукция и услуги которых направляются за пределы города. Благодаря им реализуется принцип территориального разделения труда в системе государства и региона. Эта сфера определяет лицо, облик МО, стиль жизни, дает работу населению, формирует налоговую базу. Как правило организации и предприятия данной сферы не являются объектами муниципальной собственности;

 Градообслуживающая сфера – городская инфраструктура – ориентирована на внутренний рынок.

 Состав МХ:

  •  Социальная инфраструктура – жилищный фонд, торговля, общественное питание, рынок, просвещение, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная защита;
  •  Коммунальная инфраструктура – обеспечение водой, электроэнергией, благоустройство, транспорт, связь. Специфика в том, что она обслуживает не только население, но и предприятия и учреждения, расположенные в МО;
  •  Производственная инфраструктура – удовлетворяет потребности производства, но не входит в технологический процесс (снабжение, заготовительные организации, консалтинговые, маркетинговые, научные компании);
  •  Деловая инфраструктура – банки, страховые компании, информационные системы, органы власти и управления.

 Муниципальная власть должна обеспечивать координацию работы субъектов всех форм собственности, используя и административные, и экономические механизмы.

 Из всей системы особенно выделяются жизнеобеспечивающие системы – комплекс видов деятельности, функционирование которых обеспечивает жизненно важные потребности населения.

 1 уровень – коммунальные службы – электро-тепло-водо-газо-снабжение, водоканал, городской пассажирский транспорт – обязательный уровень, без которого не обойтись.

 2 уровень – пользуется население ежедневно или с периодичностью в несколько дней – снабжение хлебом, телевидение, СМИ, САХ(спецавтохозяйства), продовольственные магазины.

 3 уровень – виды деятельности, которыми население пользуется по мере необходимости – банно-прачечные, бытового обслуживания, такси.

 Самая крупная составная часть МХ – ЖКК, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства.

 Жилищное хозяйство— жилищный фонд, нежилые помещения общественного, социального назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищное хозяйство.

 Жилищный фонд – собственность всех жилых помещений всех форм собственности (жилые дома, специализированные дома – общежития, дома-интернаты, служебные жилые помещения).

 Жилой дом – очень сложный объект в управлении и сложное инженерное сооружение с различными коммуникациями – отопление, водоснабжение, лифт, придомовая территория (создание ТСЖ).

 Нежилой фонд может располагаться как в отдельных зданиях, так и на 1-ых этажах домов (предприятия торговли, бытового обслуживания). Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов (можно получать прибыль – деятельность ТСЖ).

 Коммунальное хозяйство:

 Инженерное обеспечение – все предприятия-естественные монополии. Инженерное хозяйство – одна из самых сложных систем МХ. Подача воды, тепла требует высокого уровня организации инженерного обеспечения.

 Водоснабжение и водоотведение – существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения единая, то вся вода должна быть питьевого качества.

 Проблемы:

  •  В неравномерности потребления воды в дневное, вечернее, ночное время суток;
  •  Определение потребности предприятий МО в свежей воде (определяется с учетом их профиля и производственной мощности);

 Общегородское коммунальное хозяйство – благоустройство – дорожное хозяйство, освещение, санитарная очистка города, ритуальное хозяйство.

 Уличное освещение и архитектурные малые формы(памятники, ограды, фонтаны, павильоны, киоски) – формируют архитектурный облик города.

 Зеленое хозяйство – имеет оздоровительное значение, так как производится очистка и увлажнение воздуха, снижают силу ветра, городской шум. Здесь важно выбирать типы деревьев, кустарников и цветов.

 

 

 Показатели уровня развития градообслуживающей сферы.

 Количественные показатели – позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли (объем услуг, оказываемых населению; спрос и предложение; уровень потребления услуг на одного человека, прирост мощностей предприятий МХ).

 Качественные показатели – характеризуют качество услуг, уровень использования производственных мощностей, внедрение инноваций, эффективность труда, автоматизация, компьютеризация, степень развития конкуренции.

 Особенности МХ:

  •  зависимость объемов производства от объемов потребления (невозможно создать запасы);

  •  разнообразие форм собственности предприятий;

  •  высокие требования к бесперебойности и надежности (своевременный и качественный ремонт);

  •  наличие естественных монополий (необходимо внимание местной власти, так как поставщики услуг могут воспользоваться своим монопольным положением и повысить цены на услуги, снизить качество. Тарифы на услуги устанавливают ОМСУ);

  •  коммунальные предприятия получают оплату за реализованные услуги (в кредит) на условиях последующей оплаты – это вызывает проблему задолженности.

 Полномочия органов власти в управлении градообслуживающей сферой:

  •  на федеральном уровне – формируется законодательство и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие жизнеобеспечения населения;
  •  на уровне субъектов РФ – разрабатываются территориальные акты градообслуживающей политики, принимаются и финансируются региональные программы;
  •  на муниципальном уровне – осуществляется практическая реализация задач по удовлетворению потребностей населения в муниципальных услугах.

 Управление ЖКК, согласно ФЗ 131, относится в основном к компетенции поселений.

 Управление жилищным фондом – это организация содержания и ремонт жилья, а также предоставление ЖКУ самостоятельно или по договорам с подрядными ЖЭО.

 Здесь современной тенденцией является постепенная передача функции управления от ОМСУ к гражданам и их объединениям.

 Приватизация позволила приобрести в собственность только квартиры, а площадки, лифты…. Остались в МС. Собственники квартир в соответствии с ФЗ-131 и Жилищным Кодексом РФ самостоятельно выбирают способ управления:

 Управление собственниками непосредственное – сложно, так как в этом случае собственники сами договариваются с ЖЭУ и коммунальными организациями;

 Управление через ТСЖ, жилищный кооператив – предполагает наличие квалифицированных специалистов, знающих специфику и способных заключать договоры с обслуживающими организациями;

 Управление с помощью управляющей организации – самый эффективный способ. Именно при этом способе происходит разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей ЖКУ (частные управляющие компании или ДЭЗ(дирекция по эксплуатации зданий)).

 Если способ управления не выбран (в течение года), то ОМСУ в порядке, установленном Правительством, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирным домом может управлять только ода организация.

 Собственники обязаны заключить договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После этого ОМСУ снимает с себя функции управления многоквартирным домом и передает ее управление компании.

 

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *