СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЯВЫ

В процессе выпуска мотоциклов ЯВА одновременно с улучшением конструкции мотоциклов совершенствовалось н их электрооборудование. Это в основном касалось фары, замка зажигания, заднего фонаря, способа освещения спидометра.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic79.jpg
Рис. 79. Схема электрооборудования мотоцикла ЯВА-250 модели 353/03.
Цифры обозначают номера клемм. Цепи, показанные штриховой линией, относятся к мотоциклу ЯВА-350 модели 354/03:
а — схема; б — положение ключа зажигания н соответствующее ему соединение клемм центрального переключателя

Основные узлы электрооборудования (генератор, реле-регулятор, катушка зажигания) хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и принципиальным изменениям не подвергались.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic80.jpg
Рис. 80. Схема электрооборудования мотоцикла ЯВА-250 модели 353/04.
Цепи, показанные штриховой линией, относятся к мотоциклу ЯВА-350 модели 353/04:
а — схема; б — положения ключа зажигания и соответствующие соединения клемм в центральном переключателе

На рис. 79-82 приведены схемы электрооборудования мотоциклов, находящихся в эксплуатации в настоящее время. На рис. 83 представлена принципиальная схема электрооборудования этих мотоциклов.

Ниже рассматривается система электрооборудования наиболее распространенного мотоцикла — ЯВА-250 модели 559/07 (см. рис. 81).

Те или иные потребители включаются посредством центрального переключателя.

В него входит замок зажигания с номерным ключом и включатель освещения, имеющие по три фиксированных положения.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic81.jpg
Рис. 81. Схема электрооборудования мотоцикла ЯВА-250 модели 559/07:
1 — задний фонарь; 3 — лампа стоп-сигнала (6 и, 15 вт); 3 — лампа освещения номерного знака (6 в, 5 вт); 4 — соединительные муфты; 5 — центральный переключатель с замком зажигания; 6 — лампа указателя нейтральной передачи (6 в, 1,5 вт); 7 — контрольная лампа генератора; 8 — переключатель ближнего и дальнего света; 9 — фара; 10 — лампа ближнего и дальнего света(6 в; 25 + 25 вт); 11 — лампа стояночного (городского) света (6 а; 1,5 вт); 13 — кнопка включения звукового сигнала; 13 — авуковой сигнал; 14 — катушка зажигания; 15 — провод высокого напряжения; 16 — свеча зажигания; 17 — контакт включения лампы указателя нейтральной передачи; 18 — лампы освещения спидометра; 19 — генератор; 20 — реле-регулятор; 21 — предохранитель (15 а); 22 — аккумуляторная батарея; 23 — включатель лймпы стоп-сигнала.
Условные обозначения цвета проводов:
Б — белый; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; С — синий; Ч — черный

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic82.jpg
Рис. 82. Схема электрооборудования мотоцикла ЯВА-350 моделей 354/06 и 360/00 (обозначения те же, что и на рас. 81 )

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic83.jpg
Рис. 83. Принципиальная схеме электрооборудования мотоциклов ЯВА-250 моделей 559/02, 559/04, 559/07 и ЯВА-350 моделей 354/06, 360/00:
1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения; 3 — добавочный резистор; 4 — пружина регулятора напряжения; 5 — обмотка реле обратного тока; 6 — контакт второй ступени регулиропки; 7 — подвижный контакт регулятора апряжения; 8 — контакт первой ступени регулирования; 9 — ярмо; 10 — обмотка регулятора напряжения; 11 — подвижный контакт реле обратного тока; 12 — неподвижный контакт реле обратного тока; 13 — предохранитель (15 а); 14 — аккумуляторная батарея (6 в); 15 — авуковой сигнал; 16 — кнопка включения сигнала; 17 — лампа стоп-сигнала; 18 — центральный переключатель; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — переключатель дальнего и ближнего света; 21 — лампа дальнего и ближнего света; 22 — лампы освещения шкалы спидометра; 23 — лампа стояночного ночного (городского) света фары; 24 — лампа освещения номерного знака; 25 — включатель (контакт) лампы нейтральной передачи; 26 — контрольная лампа генератора; 27 — лампа нейтральной передачи; 28 — первичная обмотка катушки зажигания; 9 — конденсатор (260 в; 0.27 мкф); 30 — вторичная обмотка катушки зажигания; 31 — кулачок прерывателя; 32 — контакты прерывателя; 33 — свеча зажигания.
Штриховой линией обведены цепи, относящиеся к мотоциклу ЯВА-350

Положение I (рис. 84) соответствует стоянке мотоцикла. Ключ вставлен или не вставлен. Ток от батареи через предохранитель 21 (см. рис. 81), клемму 30/51 замка зажигания и включатель 23 поступает к лампе 2 стоп-сигнала, а через вторую клемму 30/51 — к звуковому сигналу 13. При торможении заднего колеса срабатывает включатель 23 и загорается лампа 2 стоп-сигнала, а при нажатии на кнопку 12 замыкается цепь, соединяющая звуковой сигнал с массой и он включается.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic84.jpg

Рис. 84. Положения ключа зажигания и переключателя света и соответствующие им соединения цепей в центральном переключателе мотоцикла ЯВА-250 модели 559/07:
I — ключ вставлен (или не вставлен); II — ключ повернут вправо — включено зажигание; III — ключ повернут влево — пуск двигателя без аккумуляторной батареи; IV — переключатель повернут вправо, в первое положение — включены лампы стояночного света фары и освещения номерного знака; V — переключатель повернут вправо, во второе положение — включена дополнительно лампа фары

Контакты реле обратного тока (реле-регулятора) разомкнуты, и ток к генератору не поступает.

Положение II (рис, 84) применяется при езде днем. Ключ вставлен и повернут вправо. Клеммы 30/51 и 15 соединяются, и ток от батареи идет к катушке зажигания 14 (см. рис. 81) и к лампе 6 указателя нейтральной передачи и контрольной лампе 7 генератора. Эта лампа включена параллельно контактам реле обратного тока и горит, когда они разомкнуты, указывая на то, что питание поступает от батареи.

При этом положении ключа зажигания двигатель можно пустить. При числе оборотов коленчатого вала примерно 1500 в минуту напряжение генератора достигает 6 в, и в тот момент, когда оно станет больше, чем у аккумуляторной батареи, контакты реле обратного тока замкнутся, вследствие чего ток от генератора пойдет к системе электрооборудования (подходящий к аккумуляторной батарее ток будет заряжать ее).

Контрольная лампа погаснет, поскольку сопротивление ее нити больше, чем сопротивление контактов реле.

Положение III (рис. 84) включается для пуска двигателя без аккумуляторной батареи. Ключ повернут влево. Соединяются клеммы 61, и 15. Ток от генератора поступает непосредственно к катушке зажигания. Этим положением пользуются при неисправной батарее или ее отсутствии. Для пуска двигателя включают, вторую передачу, выключают сцепление и разгоняют мотоцикл. Когда он наберет достаточную скорость, включают сцепление и, если двигатель сразу не начал работать, продолжают увеличивать скорость мотоцикла. Как правило, двигатель нормально отрегулированного мотоцикла пускается очень быстро.

Положение IV соответствует езде ночью по освещенлой дороге.

Ключ вставлен, переключатель света повернут в первое положение. При этом соединяются клеммы 30/51 и 58 ззамка зажигания. Питание от аккумуляторной батареи или генератора поступает к лампе заднего фонаря и к лампам 18 (см. рис. 81) освещения спидометра и лампе 11. Такое освещение используется ночью при стоянке или движении по хорошо освещенным дорогам.

Положение V (рис. 84) применяется при езде ночью по неосвещенной дороге.

Ключ вставлен, переключатель света повернут в положение П. Замыкаются клеммы 30/51, 58 и 56. Дополнительно к потребителям, включенным при установке ключа в положение IV, ток от клеммы 56 поступает через переключатель 8 (см. рис. 81) к лампе 10 фары 9.

В зависимости от конкретных условий дороги переключателем включают ближний или дальний свет (одну или другую спираль лампы).

Подобно рассмотренной схеме работают системы электрооборудования других мотоциклов.

Знание схемы электрооборудования мотоцикла облегчает нахождение неисправности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *