Разборка картера

Двигатель перед разборкой обязательно моют керосином (или топливом из бака) с помощью кисти. Одновременно полностью очищают от грязи полость, в которой размещается привод троса спидометра.

В ремонтных мастерских при проведении всех операций по разборке и сборке двигателя используют специальное приспособление, в котором укрепленный двигатель можно зафиксировать в любом положении. Для разборки и сборки двигателя не в условиях мастерских качестве подставки для двигателя пользуются двумя деревянными брусками размером не менее 80х80х300 мм или табуреткой, положенной набок.

В дополнение к инструменту, используемому при разборке деталей цилиндро-поршневой группы, сцепления, передней передачи, при разборке силового агрегата требуется иметь: выколотку для демонтажа направляющих втулок картера (см. рис. 52); приспособление для разъединения половин картера (см. рис. 54); приспособление, состоящее из трех деталей, для выпрессовки коренного шарикоподшипника (см. рис. 57); два болта (см. рис. 59); оправку для снятия и установки сальника (см. рис. 50); пластину из жести размером 100х75 мм, используемую при вынимании вала переключения передач (ее можно вырезать из консервной банки).

Для выпрессовки и обратной запрессовки шарикоподшипника 6303 первичного вала используют металлический цилиндр диаметром 45-46 мм высотой не менее 40 мм.

Для демонтажа шарикоподшипника 6205 вторичного вала изготовляют выколотку диаметром 27-29 мм, длиной не менее 40 мм. Для установки подшипника, а также для замены уплотнения вторичного вала используют металлический цилиндр диаметром 51 +0,5 мм, высото не менее 40 мм.

Для замены подшипников скольжения промежуточного вала нужно иметь два металлических стержня — один диаметром 16,5+0,3 мм, длиной не менее 80 мм (для снятия подшипника), другой (для установки) диаметром 17-25 мм. С торцов стержни должны быть плоскими.

Разборку силового агрегата для замены деталей коробки передач (кроме первичного вала, вала переключения передач и механизма переключения передач), правого коренного подшипника и вторичного вала производят без снятия левой крышки двигателя.

Для замены коленчатого вала перед началом разборки картера снимают левую крышку двигателя и детали моторной передачи. Чтобы заменить первичный вал и его шарикоподшипник, необходимо также сначала снять левую крышку двигателя и разобрать сцепление. Можно придерживаться и другой очередности разборки:

сначала разъединить половины картера, а затем, если выявится необходимость снятия деталей, укрепленных с левой стороны двигателя, произвести дальнейшую разборку.

Для замены картера разборку начинают с левой крышки двигателя.

Если не требуется ремонтировать или заменять детали кривошипно-поршневой группы (например, при ремонте коробки передач), то поршень с шатуна у двигателя ЯВА-250 не снимают, а у двигателя ЯВА-350 оставляют на шатуне левый поршень, когда не требуется выпрессовывать коленчатый вал из левой половины картера. Но если коленчатый вал двигателя ЯВА-350 надо выпрессовать из обеих половин картера, то снимают оба поршня.

Ниже описываются операции, которые надо выполнить для полной разборки силового агрегата, за исключением тех операций, которые были рассмотрены выше.

В первую очередь снимают головки цилиндров, цилиндры, карбюратор и три его прокладки (вывертывать шпильки цилиндра и снимать карбюратор у мотоциклов ЯВА-250 моделей 559/02, 559/04. 559/07 нет необходимости, так как в этом случае снятию цилиндра со шпилек ничего не помешает).

Снимают поршни, если надо менять детали цилиндро-поршневой группы.

Снимают левую крышку картера, вынимают пусковой сектор, разбирают сцепление, снимают детали моторной передачи (одновременно сливают масло из картера).

Снимают кулачок механизма выключения сцепления с правого конца вала переключения передач.

Вставляют заранее приготовленную жестяную пластину (в дорожных условиях можно использовать кусок картона) между собачками вала переключения передач и механизмом переключения передач, как показано на рис. 51. Деревянным молотком с правой стороны картера постукивают по валу и левой рукой вынимают его. Если вспомогательной пластины нет, то, вдавив собачки двумя отвертками, слегка выдвигают вал, затем, придерживая собачки пальцами руки, чтобы они не вылетели под действием усилия пружин из гнезда, вынимают вал.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic51.jpg
Рис. 51. Снятие вала переключения передач

Выбивают выколоткой (рис. 52) две центрирующие втулки, из левой половины картера в правую сторону. Передняя втулка расположена в верхнем крепежном отверстии картера, задняя — в нижнем. Втулки оставляют в правой половине.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic52.jpg
Рис. 52. Выколотка для выбивания центрирующих втулок картера

У мотоцикла ЯВА-350 вывертывают два винта, фиксирующие среднюю опору — центральную перегородку. Более длинный винт расположен спереди, под цилиндрами, короткий сзади, под карбюратором. Оба винта вывертывают на три-четыре оборота. На мотоциклах, выпущенных с октября 1967 г., перегородка фиксируется от проворачивания стальным штифтом 6х12; плотная посадка ее в картере достигается затяжкой винта, головка которого находится спереди под цилиндрами. При разборке этот винт отвертывают на три-четыре оборота, а после снятия правой половины картера вывертывают его совсем.

Двигатель кладут правой стороной вверх на устойчивую опору и вывертывают все винты, стягивающие обе половины картера. Двигатель ЯВА-250 имеет десять стягивающих винтов, один из которых вывертывают еще при снятии удлинителя кожуха цепи. В двигателе мо ели 353/04 имеется девять винтов и одна шпилька с резьбой на обеих концах. Один конец шпильки стягивает две половины картера, а к другому ее концу крепится нижней частью несущая пластина механизма выключения сцепления. Эту шпильку вывертывают ключом S=9 мм.

Картер двигателя ЯВА-350 всех моделей имеет десять стягивающих винтов (один из которых крепит одновременно удлинитель кожуха цепи) и одну шпильку.

Головки всех винтов расположены с правой стороны.

Необходимо учитывать, что все стягивающие винты завернуты очень плотно и смазаны уплотнтельной пастой. Для вывертывания их берут большую удобную отвертку и запиливают на ней две лы-ски для установки гаечного ключа (рис, 53). Если вывернуть винт не удается, можно предварительно ударить по его головке молотком через стержень диаметром около 10 мм.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic53.jpg
Рис. 53. Отворачнвание болтов, соединяющих половины картера

Для разъединения половин картера пользуются универсальным приспособлением, показанным на рис. 54. Чтобы винт его не соскальзывал с цапфы коленчатого вала, в ее центровочное отверстие вкладывают стальной шарик диаметром не менее 8 мм, в который будет упираться винт своим углублением. К картеру приспособление прикрепляют винтами статора генератора, ввернутыми в те же отверстия. Болты вворачивают как можно глубже и на одинаковую глубину, чтобы не сорвать при разъединении половин резьбу в отверстиях картера.

В двигателе ЯВА-350 перед началом разъединения половин картера устанавливают правый шатун в крайнее положение и придерживают его в этом положении рукой до тех пор, пока он не пройдет через паз в картере. После подъема правой половины картера на несколько миллиметров проверяют равномерность величины щели по всему периметру (рис. 55). Если в задней части картера правая половина не отходит, необходимо деревянным молотком слегка постучать снизу по приливу, через который проходит вал переключения передач, во избежание перекоса подшипников в гнездах картера.

Разъединяя половины картера, следует помнить о правом шатуне у двухцилиндрового двигателя и направлять его, чтобы он проходил точно посередине паза.

После снятия правой половины картера открывается доступ к деталям коробки передач и появляется возможность замены правого коренного подшипника и подшипника вторичного вала, Для притирки плоскостей разъема картера на плите (если это необходимо) надо выпрессовать коленчатый вал из левой половины и разобрать коробку передач (см. ниже).

Если при снятии правой половины картера правый коренной шарикоподшипник остается на цапфе коленчатого вала, то это означает, что диаметр отверстия в картере слегка увеличен. Обычно такое наблюдается после долгой эксплуатации мотоцикла. Поскольку при борке шарикоподшипник сначала запрессовывают в гнездо картера, а затем картер надвигают на цапфу коленчатого вала, необходимо снять шарикоподшипник. Для этого можно использовать универсальное приспособление (см. рис, 54) и два стержня (рис. 56), которые вставляют в основание приспособления. Чтобы установить приспособление, в диаметрально противоположных местах разрубают сепаратор шарикоподшипника, раздвигают шарики и вставляют между ними стержни. Каждый стержень поворачивают на 90°, затем поднимают основание до упора вверх так, чтобы плоская часть каждого стержня вошла в паз основания. В центральное резьбовое отверстие основания ввертывают винт и, упираясь им в цапфу коленчатого вала, снимают шарикоподшипник. Если же шарикоподшипник менять не нужно, оставляют его на цапфе, а при сборке двигателя нагревают картер и без перекосов надвигают его на шарикоподшипник. При установке нового шарикоподшипника 6305 нужно для устранения его проворачивания в гнезде поставить с обеих сторон подшипника пластмассовые шайбы и стянуть их болтом и гайкой. После этого наносят по наружному диаметру шарикоподшипника слой хрома или меди (примерно 0,01-0,02 мм).

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic54.jpg
Рис. 54. Универсальное приспособление для разъединения половин картера, выпрессовки и запрессовки подшипников:
а — основание; б — винт

Если шарикоподшипник остался в гнезде картера, то в случае необходимости его вынимают, используя приспособление (рис. 57). Предварительно картер с подшипником нагревают до 80-100° С, изнутри в подшипник вкладывают скобы так, чтобы их бортик зашел за левую сторону шарикоподшипника, и вдвигают между скобами разжимной стержень, слегка постучав по нему молотком. Ударами молотка по стержню выбивают подшипник.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic55.jpg
Рис. 55. Рассоединение половин картера

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic56.jpg
Рис. 56. Стержень к универсальному приспособлению для выпрессовки подшипника

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic57.jpg
Рис. 57. Приспособление для снятия подшипника коленчатого вала

Картер можно нагревать несколькими способами. Лучший способ — использование термостата с регулируемым подогревом и контролем температуры.

Другой способ — пускание половины картера в кипящую воду. При нагреве этим способом картера нужно обязательно просушить его после того, как шарикоподшипники будут вставлены. Третий способ — подогрев картера в духовом шкафу домашней газовой плиты. В данном случае надо остерегаться местного перегрева картера языками пламени и обязательно контролировать температуру.

Самый простой способ — подогрев соответствующего гнезда в картере над электрической плиткой. Температуру контролируют визуально: если капелька воды собирается в шарик и за несколько секунд полностью испаряется, то это означает, что нужная температура уже достигнута. При моментальном испарении капли картер немедленно снимают с электрической плитки.

Ни в коем случае нельзя подогревать картер открытым пламенем, например паяльной лампой, так как при этом возможен местный перегрев, нарушение структуры металла и даже оплавление его.

В случае невозможности использования подогрева допускается применять для снятия шарикоподшипника выколотку диаметром 26 мм. Ее продевают снаружи сквозь отверстие сальника, и ударами молотка по выколотке шарикоподшипник выбивают внутрь картера (на левую сторону).

Желательно всегда вместо молотка пользоваться прессом, ибо при этом создается нажимное усилие, направленное точно по оси отверстия в картере.

Таким же образом снимают шарикоподшипник 6205 вторичного вала. Звездочку, если она не была снята раньше, удаляют, отворачивая гайку, как показано на рис. 58. Чтобы звездочка не проворачивалась, между зубом и валом кулачка ставят упорный стержень. Вторичный вал коробки передач выпрессовывают из шарикоподшипника легкими ударами деревянного молотка.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic58.jpg
Рис. 58. Отворачивание гайки ведущей звездочки:
1 — звездочка; 2 — стержень (болт); 3 — вал кулачка

При необходимости замены сальника коленчатого вала снимают круглогубцами наружное и внутреннее стопорные кольца и выбивают сальник наружу, пользуясь молотком и приспособлением (см. рис, 50). Сальник вторичного вала выбивают наружу аналогично сальнику коленчатого вала.

В случае разрушения или износа подшипника скольжения промежуточного вала подшипник выбивают выколоткой внутрь картера, предварительно нагрев его до 100° С.

Снятую половину картера промывают в керосине или в бензине, насухо вытирают и смотрят, нет ли на ней дефектов (трещин, сколов, раковин).

При необходимости выпрессовывают внутрь картера выколоткой шарикоподшипник 6303 первичного вала, предварительно сняв стопорное кольцо. Перед демонтажем левого подшипника скольжения промежуточного вала надо снять привод спидометра, расположенный в левой полости картера. У мотоцикла ЯВА-250 для этого достаточно отвернуть два винта, крепящие корпус привода к картеру и, потянув привод спидометра вправо, вынуть вал привода из уплотнения, установленного в приливе передней стенки картера. Уплотнение, если это требуется, выбивают изнутри выколоткой.

Привод спидометра мотоцикла ЯВА-350 размещен в днище левой половины картера в специальном приливе. На наружном конце привода расположен резиновый самоподжимной сальник. Стопорится привод шлицевым винтом М4 без головки. Чтобы вынуть привод спидометра, необходимо сначала вывернуть этот винт, а затем выколоткой изнутри выбить привод наружу.

Привод спидометра вынимают также в случае замены картера или при износе зубьев привода.

Для замены левого коренного шарикоподшипника коленчатого вала следует предварительно выпрессовать коленчатый вал из левой половины картера. Для этого приспособление, при помощи которого выпрессовывали коленчатый вал из правой половины картера, привертывают двумя винтами (рис. 59) к левой половине. При извлечении коленчатого вала из картера его обязательно держат рукой за правую цапфу, чтобы вал не упал (за шатуны держать не рекомендуется, так как при большой длине шатуна усилие руки, передающееся на ролики и беговые дорожки нижней головки шатуна, увеличивается в десятки раз и шатуны могут быть испорчены). Коленчатый вал после выпрессовки заворачивают в бумагу или тряпку и убирают, чтобы не повредить.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic59.jpg
Рис. 59. Болты крепления универсального приспособления к левой половине картера

Левый коренной шарикоподшипник и сальник из левой половины картера удаляют так же как из правой.

При ремонте мотоциклов ЯВА-250 моделей 353/04, 559/04 и 559/07 следует учитывать, что у них с левой стороны коленчатого вала ставится по два коренных шарикоподшипника 6305, а между ними — лабиринтное уплотнение из алюминиевого сплава. Как правило, больше изнашивается внутренний шарикоподшипник, так как он смазывается не маслом .из коробки передач, а топливной смесью.

Для снятия внутреннего шарикоподшипника коленчатого вала применяют приспособление, представленное на рис. 57. Наружный шарикоподшипник и лабиринтное уплотнение выбивают (лучше выдавливать прессом) наружу, используя приспособление, изображенное на рис 50.

При отсутствии нового уплотнения его временно можно заменить резиновым самоподжимным сальником. Так как толщина сальника (8 мм) меньше толщины уплотнения, рекомендуется во избежание перекоса сальника запрессовать вплотную к нему компенсационную шайбу толщиной около 6 мм. Необходимо учитывать, что при установке вместо лабиринтного уплотнения двух резиновых сальников их общая толщина будет на 2 мм больше толщины уплотнения, из-за чего наружный шарикоподшипник встанет заподлицо с краем гнезда картер. В таком случае уже нельзя будет поставить наружное стопорное кольцо, предохраняющее шарикоподшипник от смещения в осевом направлении.

В связи с этим перед установкой шарикоподшипника делают на наждаке в трех точках лыски на наружной обойме шарикопо шипника, а после запрессовки его в картер раскернивают в соответствующих им трех точках картер. Некоторые водители вместо лабиринтного уплотнения устанавливают два резиновых сальника, что хотя и улучшает изоляцию кривошипной камеры от полости картера заполненной маслом, но при частых разборках выводит картер (в данном случае его левое гнездо) из строя.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *