Районы контактной сети

Контактная сеть работает в наиболее тяжелых условиях по сравнению с другими ус­тройствами электроснабжения электрифицированных железных дорог: она подвержена не­благоприятным воздействиям как окружающей среды, так и токоприемников электроподвиж­ного состава. Несмотря на это, она должна обеспечивать бесперебойный токосъем при уста­новленных скоростях движения в расчетных метеорологических условиях.

Эксплуатацию устройств контактной сети, проводов напряжением 6—10 кВ В Л СЦБ и линий продольного электроснабжения напряжением 6—35 кВ, а также линий напряжением до 0,4 кВ на перегонах и промежуточных станциях осуществляют районы контакт­ной сег и. На крупных узловых станциях эксплуатация линий до 0,4 кВ передана районам электроснабжения; основная задача их обслуживающего персонала — постоянно содержать устройства контактной сети и линий электропередачи в технически исправном состоянии.

Границы ЭЧК определяются, в основном, по трем показателям: эксплуатационной, развернутой или приведенной длиной контактной сети, при этом:

  • эксплуатационной длиной называют протяженность обслуживаемого электрифици­рованного участка между границами независимо от числа путей, лежащих на общем зем­ляном полотне;
  • развернутая длина контактной сети рассчитывается как сумма длин всех электрифи­цированных путей станции и перегонов в границах района контактной сети.
  • приведенной длиной контактной сети является сумма эксплуатационной длины и ус­ловной протяженности остальных путей, длина каждого из которых умножается на коэф­фициент, зависящий от значимости электрифицированного пути; а именно: 1 км каждого электрифицированного главного пути сверх первого на перегонах и станциях, а также всех электрифицированных путей станций стыкования имеют коэффициент — 0,9; а 1 км элект­рифицированного станционного пути на других станциях — 0,75.

Исходя из расчета достаточно быстрой доставки бригады контактной сети к месту работы, эксплуатационную длину района контактной сети обычно принимают около 40— 60 км с установкой дежурного пункта контактной сети в середине обслуживамого участка. На крупных узловых станциях с большим развитием электрифицированных путей реко­мендуют дежурный пункт устанавливать в одной из горловин станции, а эксплуатацион­ную длину сокращать до 40 км.

Развернутую длину чаще всего используют в практических расчетах и для ЭЧК ее принимают примерно 150 км для двухпутного участка и 80 км —для однопутного.

Группы сложности района контактной сети определяют произведением среднего (за год) числа пар электропоездов в сутки на развернутую длину контактной сети в километрах.

Группы сложности ЭЧК и их показатели сведены в таблицу 1.1.

Район контактной сети обслуживается установленным штатом электромонтеров. Штат подсчитывается исходя из норм расхода трудовых затрат на текущее обслуживание и ремонт контактной сети. Они обычно составляют 0,154 человека на 1 км развернутой длины контакт­ной сети [10]. Практически эти нормы достигли 0,12 чел. на 1 км развернутой длины [8].

Таблица 1.1

Группы сложности районов контактной сети

Группы

сложности

Показатели объема работы ЭЧК, поездо-км
Двухпутные и многопутные линии Однопутные линии
Группа I Более 8000 Более 2000
Группа 11 Более 2000 до 8000 Более 1000 до 2000
Группа III До 2000 До 1000

Примечание. Станции стыкования постоянного и переменного тока относятся к группе I.

 

 

 

На ЭЧК устраивается круглосуточное дежурство в различной форме: на крупных стан­циях дежурство осуществляет электромонтер IV группы, на небольших — III с правами управления автолетучкой. Дежурство проводится в дежурном пункте контактной сети. Если дежурный живет невдалеке от дежурного пункта (время хода от дома до ЭЧК не более 20 мин), то организуется дежурство на дому и дежурного вызывают при необходимо­сти устранения повреждения или выполнения переключений. Время дежурства засчитыва­ется из расчета 1 час за 4 часа дежурства на дому. ‘

Плановые работы по ремонту контактной сети и линий электропередачи выполняются, как правило, при естественном освещении и температуре воздуха летом не выше +35 °С и зимой не ниже минус 25 С.

Электромонтеры контактной сети работают 8,2 ч в день по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Для обогрева и приема пищи электромонтеры пользуются помещениями, предназначенными для персонала железнодорожного транспор­та, работающего на перегоне, или передвижными укрытиями. Электромонтеры контакт­ной сети обеспечиваются летней и зимней спецодеждой и спецобувью по действующим нормам с учетом климатических районов. В аварийных случаях электромонтеры могут быть вызваны для работы в нерабочее время с дополнительной оплатой или последующим предоставлением отдыха в другие дни в соответствии с действующим законодательством.

Местом сбора электромонтеров является дежурный пункт, на котором для обеспече­ния содержания в постоянной готовности аварийно-восстановительных средств, организа­ции быстрого восстановления повреждений и выполнения оперативных переключений орга­низуют дежурство персонала по утвержденному графику.

Дежурный пункт ЭЧК служит для размещения персонала, мастерских, гаража и складских помещений. На его территории размещены здание, перегрузочная платформа и другие вспомогательные устройства. Дежурный пункт располагают так, чтобы был обес­печен быстрый и бесперебойный выезд восстановительной автомотрисы (автодрезины) и автолетучки.

Здание строят по типовому проекту, в нем предусматриваются все необходимые по­мещения для обслуживающего персонала и ремонтно-транспортных средств. В некото­рых случаях дежурные пункты размещают на общей территории и в одном здании с тяго­выми подстанциями или конторами дистанции электроснабжения. Для оперативных пере­говоров с энергодиспетчером и работниками других служб на дежурных пунктах имеется аппаратура селекторной энергодиспетчерской и телефонной связи. Для переговоров не­посредственно с места производства работ используют переносные полевые телефоны, подключаемые к проводам линий связи, аппараты переговорной связи, установленные у сигналов автоблокировки, или радиостанции, имеющиеся на автомотрисах (автодрезинах) и автолетучках.

На дежурных пунктах имеются ремонтно-транспортные средства, монтажные при­способления, специальный инструмент и измерительные приборы, защитные средства; сиг­нальные принадлежности и запас опор, проводов, изоляторов, оборудования и арматуры.

К ремонтно-транспортным средствам относятся автомотрисы А ДМ или АГВ, авто­дрезина ДМС, автолетучки на базе автомобилей повышенной проходимости, железнодо­рожные платформы с устройствами для установки барабанов с проводами, изолирующие съемные вышки.

К приспособлениям, обеспечивающим условия работы и повышающим производи­тельность труда, относятся лестницы, полиспасты, лебедки, натяжные муфты, струбци­ны, натяжные и крюковые зажимы, прессы, приспособления для резки тросов, загиба провода и т.п. Кроме обычного инструмента — ключей гаечных различных конструк­ций, кувалд, зубил — имеется специальный инструмент для выполнения технологичес­ких операций и замеров.

Защитные средства обеспечивают безопасность при выполнении работ. К ним отно­сятся заземляющие штанги, указатели напряжения, шунтирующие штанги, шунты-пере­мычки, предохранительные пояса, диэлектрические перчатки, каски. Сигнальные принад­лежности используют при выполнении работ на железнодорожных путях. К ним относятся сигнальные флажки, фонари, переносные щиты и знаки различного назначения, звуковые рожки, петарды. Для этих же целей применяют переносные радиостанции, носят желтые куртки и головные уборы с верхом желтого цвета.

Район контактной сети укомплектовывают материалами, конструкциями и деталями в количествах, необходимых для выполнения работ текущего и капитального ремонта, а также неснижаемым запасом этих материалов непосредственно на транспортных средствах для восстановительных работ.

Мастерские ЭЧК оснащают слесарными верстаками, заточным и сверлильным стан­ками и электросварочным трансформатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *