Контактная сеть работает в наиболее тяжелых условиях по сравнению с другими устройствами электроснабжения электрифицированных железных дорог: она подвержена неблагоприятным воздействиям как окружающей среды, так и токоприемников электроподвижного состава. Несмотря на это, она должна обеспечивать бесперебойный токосъем при установленных скоростях движения в расчетных метеорологических условиях.
Эксплуатацию устройств контактной сети, проводов напряжением 6—10 кВ В Л СЦБ и линий продольного электроснабжения напряжением 6—35 кВ, а также линий напряжением до 0,4 кВ на перегонах и промежуточных станциях осуществляют районы контактной сег и. На крупных узловых станциях эксплуатация линий до 0,4 кВ передана районам электроснабжения; основная задача их обслуживающего персонала — постоянно содержать устройства контактной сети и линий электропередачи в технически исправном состоянии.
Границы ЭЧК определяются, в основном, по трем показателям: эксплуатационной, развернутой или приведенной длиной контактной сети, при этом:
- эксплуатационной длиной называют протяженность обслуживаемого электрифицированного участка между границами независимо от числа путей, лежащих на общем земляном полотне;
- развернутая длина контактной сети рассчитывается как сумма длин всех электрифицированных путей станции и перегонов в границах района контактной сети.
- приведенной длиной контактной сети является сумма эксплуатационной длины и условной протяженности остальных путей, длина каждого из которых умножается на коэффициент, зависящий от значимости электрифицированного пути; а именно: 1 км каждого электрифицированного главного пути сверх первого на перегонах и станциях, а также всех электрифицированных путей станций стыкования имеют коэффициент — 0,9; а 1 км электрифицированного станционного пути на других станциях — 0,75.
Исходя из расчета достаточно быстрой доставки бригады контактной сети к месту работы, эксплуатационную длину района контактной сети обычно принимают около 40— 60 км с установкой дежурного пункта контактной сети в середине обслуживамого участка. На крупных узловых станциях с большим развитием электрифицированных путей рекомендуют дежурный пункт устанавливать в одной из горловин станции, а эксплуатационную длину сокращать до 40 км.
Развернутую длину чаще всего используют в практических расчетах и для ЭЧК ее принимают примерно 150 км для двухпутного участка и 80 км —для однопутного.
Группы сложности района контактной сети определяют произведением среднего (за год) числа пар электропоездов в сутки на развернутую длину контактной сети в километрах.
Группы сложности ЭЧК и их показатели сведены в таблицу 1.1.
Район контактной сети обслуживается установленным штатом электромонтеров. Штат подсчитывается исходя из норм расхода трудовых затрат на текущее обслуживание и ремонт контактной сети. Они обычно составляют 0,154 человека на 1 км развернутой длины контактной сети [10]. Практически эти нормы достигли 0,12 чел. на 1 км развернутой длины [8].
Таблица 1.1
Группы сложности районов контактной сети
Примечание. Станции стыкования постоянного и переменного тока относятся к группе I.
|
На ЭЧК устраивается круглосуточное дежурство в различной форме: на крупных станциях дежурство осуществляет электромонтер IV группы, на небольших — III с правами управления автолетучкой. Дежурство проводится в дежурном пункте контактной сети. Если дежурный живет невдалеке от дежурного пункта (время хода от дома до ЭЧК не более 20 мин), то организуется дежурство на дому и дежурного вызывают при необходимости устранения повреждения или выполнения переключений. Время дежурства засчитывается из расчета 1 час за 4 часа дежурства на дому. ‘
Плановые работы по ремонту контактной сети и линий электропередачи выполняются, как правило, при естественном освещении и температуре воздуха летом не выше +35 °С и зимой не ниже минус 25 С.
Электромонтеры контактной сети работают 8,2 ч в день по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Для обогрева и приема пищи электромонтеры пользуются помещениями, предназначенными для персонала железнодорожного транспорта, работающего на перегоне, или передвижными укрытиями. Электромонтеры контактной сети обеспечиваются летней и зимней спецодеждой и спецобувью по действующим нормам с учетом климатических районов. В аварийных случаях электромонтеры могут быть вызваны для работы в нерабочее время с дополнительной оплатой или последующим предоставлением отдыха в другие дни в соответствии с действующим законодательством.
Местом сбора электромонтеров является дежурный пункт, на котором для обеспечения содержания в постоянной готовности аварийно-восстановительных средств, организации быстрого восстановления повреждений и выполнения оперативных переключений организуют дежурство персонала по утвержденному графику.
Дежурный пункт ЭЧК служит для размещения персонала, мастерских, гаража и складских помещений. На его территории размещены здание, перегрузочная платформа и другие вспомогательные устройства. Дежурный пункт располагают так, чтобы был обеспечен быстрый и бесперебойный выезд восстановительной автомотрисы (автодрезины) и автолетучки.
Здание строят по типовому проекту, в нем предусматриваются все необходимые помещения для обслуживающего персонала и ремонтно-транспортных средств. В некоторых случаях дежурные пункты размещают на общей территории и в одном здании с тяговыми подстанциями или конторами дистанции электроснабжения. Для оперативных переговоров с энергодиспетчером и работниками других служб на дежурных пунктах имеется аппаратура селекторной энергодиспетчерской и телефонной связи. Для переговоров непосредственно с места производства работ используют переносные полевые телефоны, подключаемые к проводам линий связи, аппараты переговорной связи, установленные у сигналов автоблокировки, или радиостанции, имеющиеся на автомотрисах (автодрезинах) и автолетучках.
На дежурных пунктах имеются ремонтно-транспортные средства, монтажные приспособления, специальный инструмент и измерительные приборы, защитные средства; сигнальные принадлежности и запас опор, проводов, изоляторов, оборудования и арматуры.
К ремонтно-транспортным средствам относятся автомотрисы А ДМ или АГВ, автодрезина ДМС, автолетучки на базе автомобилей повышенной проходимости, железнодорожные платформы с устройствами для установки барабанов с проводами, изолирующие съемные вышки.
К приспособлениям, обеспечивающим условия работы и повышающим производительность труда, относятся лестницы, полиспасты, лебедки, натяжные муфты, струбцины, натяжные и крюковые зажимы, прессы, приспособления для резки тросов, загиба провода и т.п. Кроме обычного инструмента — ключей гаечных различных конструкций, кувалд, зубил — имеется специальный инструмент для выполнения технологических операций и замеров.
Защитные средства обеспечивают безопасность при выполнении работ. К ним относятся заземляющие штанги, указатели напряжения, шунтирующие штанги, шунты-перемычки, предохранительные пояса, диэлектрические перчатки, каски. Сигнальные принадлежности используют при выполнении работ на железнодорожных путях. К ним относятся сигнальные флажки, фонари, переносные щиты и знаки различного назначения, звуковые рожки, петарды. Для этих же целей применяют переносные радиостанции, носят желтые куртки и головные уборы с верхом желтого цвета.
Район контактной сети укомплектовывают материалами, конструкциями и деталями в количествах, необходимых для выполнения работ текущего и капитального ремонта, а также неснижаемым запасом этих материалов непосредственно на транспортных средствах для восстановительных работ.
Мастерские ЭЧК оснащают слесарными верстаками, заточным и сверлильным станками и электросварочным трансформатором.