Программа индивидуального развития ребенка

 (для ребенка со способностями в области математики)

 

 Пояснительная записка.

 Программа предназначена для работы с учащимся 9 класса Максимом У.

  При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения одаренных детей, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МПГУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости». 

 Цель программы:

  •  развитие интеллектуально-творческого потенциала учащегося подросткового возраста.

 Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:

  •  обогащение кругозора учащегося через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом интереса ребенка;

  •  совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);

  •  совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И. Савенкову).

 Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:

  •  усложнения содержания учебной деятельности;

  •  паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;

  •  доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;

  •  ориентация на потребности ребёнка;

  •  максимальное расширение круга интересов;

  •  доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  •  сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;

 

 Одним из необходимых условий в работе с одарёнными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И. Савенкову). Рекомендуется построение по схеме обогащения образования как урочной, так и внеурочной видов деятельности ребенка.

 В программе необходимо учитывать склонности учащегося к предметным областям физико-математической направленности. Ее можно считать интегрированной. Она ориентирована не только на расширение знаний в области физики, математики, но и формирование и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы учащегося, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (физика, математика – более подробно представлено в Индивидуальной образовательной программе и в Индивидуальном образовательном маршруте данного учащегося), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка. Также следует учитывать психолго-педагогическую характеристику учащегося при составлении программы.

 Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы школы, но и система заданий, способствующих развитию конвергентного и дивергентного мышления, творческого воображения, коммуникативных умений. При разработке заданий, направленных на активизацию мыслительных процессов высшего уровня необходимо использовать ключевые слова и фразы (модель Блума):

  

 Уровень по

 «Таксономии» Блума

 Ключевые слова и фразы

 Познание

 Сформулируй, установи, спиши, назови

 Понимание

 Расскажи своими словами, опиши, суммируй, покажи взаимосвязь, объясни смысл

 Применение

 Продемонстрируй, объясни цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить

 Анализ

 Разложи на составляющие, объясни причину, сравни, классифицируй, объясни, как и почему

 Синтез

 Разработайте новый вид продукта, создайте, что произойдет, если…, придумай другой вариант, есть ли другая причина

 Оценка

 Установите нормы, взвести возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше всего нравится, что вы думаете о…

 

 При организации деятельности ребенка необходимо соблюдать следующие рекомендации(по Д. Трифенгеру «исследовательское обучение»):

  •  нельзя заниматься наставлениями и давать прямые инструкции;

  •  нужно определять сильные и слабые стороны ребенка на основе наблюдения;

  •  нельзя сдерживать инициативу ребенка и делать за него то, что он может делать сам;
  •  не следует торопиться с выяснением суждения, научитесь прослеживать межпредметные связи;

  •  необходимо приучать ребенка к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

  •  помогайте ребенку управлять процессом усвоения знаний;

  •  подходите ко всему творчески.

 

 Нормативно-правовые основания программы:

 Конвенция о правах ребенка,

 Закон об образовании.

 Задачи программы:

 1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

 2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

 3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

 4. содействовать творческому развитию;

 5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

  Рабочая гипотеза:

  Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, развивать творческие возможности учащегося.

 Направления программы:

 1. Познавательная деятельность учащегося.

 2. Эмоционально-личностная сфера.

 3. Межличностные отношения.

 4. Психологическое и физическое здоровье.

 Сроки реализации программы:

 2014-2015 учебный год.

 Этапы работы над программой:

 1 этап — информационно-аналитический.

  На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

 — постановка цели на предстоящий учебный год;

 — выявление проблем и имеющихся ресурсов;

 -составление банка данных о ребенке

 Виды работ

 Формы работы

 Целенаправленная работа по диагностике ребенка.

 Беседы с родителями, тестирование и анкетирование ученика и родителей.

 Изучение учащегося и составление психолого-педагогической карты. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты.

 Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения.

 Используемые методики:

 Для учащегося:

  •  Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест с ответами, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик). Опросник диагностики интеллекта (IQ)

  •  Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева

  •  Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

 В результате была получена картина потенциала личности учащегося (по Дж. Рензули)

 Для родителей и учителей:

  •  Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)

  •  Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева)

  •  Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (В.С. Юркевич)

  •  Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли в адаптации Л.В. Поповой)

  •  Определение уровня познавательной потребности ребенка (В.С. Юркевич)

  •  Карта наблюдения для учителей

 

 2 этап — организационно-деятельностный.

 Цель: составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка

 Задачи:

 1. формирование познавательных интересов;

 2. развитие творческих и умственных способностей личности;

 3. адаптация ученика к современным условиям жизни.

 Промежуточные результаты:

 Сильные стороны

 Учёба

 Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу, активен в получении новых возможностей и знаний, мотивирован на процесс обучения.

 Общение

 Общителен и отзывчив. Легко входит в контакт и может доходчиво объяснить свою точку зрения. Умеет отстаивать свою позицию. Считается с интересами коллектива. Понимает эмоции себя и других и умеет правильно конструировать общение.

 Творчество

 Проявляет интерес к творчеству.

 Слабые стороны

 1. Сомневается в своих силах, не уверен при ответах.

 2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

 3. Не всегда решителен, иногда колеблется перед ответственным решением.

 4. Быстро утомляется.

 Возможности

 1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

 2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с профильными учителями и представителями из университета.

 3 этап — коррекционно-развивающий.

 Цель: реализация индивидуальных программ развития.

 Задачи:

 1. создание мотивационного поля;

 2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

 3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

 4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

 5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

 Пути реализации.

  Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

  Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

  Включение в систему дополнительного образования.

  Индивидуальные занятия c ребенком.

 4 этап саморазвитие.

 Цель– научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

 Задачи:

  1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

 2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

 3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

 4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

 5.формировать культуру межличностных отношений.

 

 Пути реализации.

 Включение в исследовательскую и проектную деятельность. Освоение исследовательских умений как способ получения новых знаний и проявления своих личностных качеств.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *