принципы организации городского хозяйства.

Увеличение доли трудоспособных дает большие возможности для хозяйственного развития Лондона. На долю столицы приходится 16% всего ВВП Великобритании. В 1999 г. общее число занятых в экономике города составило 3,7 млн человек. Правда, несмотря на многочисленность и разнообразие мест приложения труда, уровень безработицы в столице был несколько выше, чем в среднем по стране — 7,1 против 5,6%. Это отчасти вызвано динамичным процессом структурной перестройки экономики города, что характерно для многих передовых городов мира. Большинство из них уже достаточно давно освободились от производства массовой промышленной продукции и выступают застрельщиками и носителями главных черт постиндустриального этапа общественного развития. Процесс перепрофилирования крупнейших городов идет по пути, с одной стороны, передачи очень существенной части экономической деятельности (материальное производство, торговля товарами, простые виды услуг и т. д.) другим городам, странам и регионам, а с другой — углубления специализации на отдельных отраслях непроизводственной сферы5.

Как свидетельствуют данные таблицы 4, на протяжении последних 20 лет в структуре занятого населения Большого Лондона неуклонно сокращается удельный вес всех отраслей материального производства. Более чем вдвое уменьшилась доля обрабатывающей промышленности и строительства, в 1,2 раза — транспорта и связи. В результате ныне в непроизводственной сфере столицы сконцентрировано 80% всех занятых (в Париже — 80%, в Токио — 74%). Важно отметить, что, несмотря на сокращение удельного веса промышленности в структуре экономики Лондона, как по занятости, так и по стоимости выпускаемой продукции (11% в 1998 г.) его доля в ВВП индустрии страны на протяжении 90-х годов остается стабильной — на уровне 8—9%. Это объясняется сложившейся специализацией столичного производственного комплекса, где преобладают отрасли с высокой и растущей производительностью живого труда. Наибольшее значение здесь сохраняют четыре блока отраслей:

— «инновационный» — машиностроение, особенно авиа-, автомобилестроение, электроника, электротехника, и химия, включая тонкую химию и нефтепереработку;

— «военный» — производство разнообразных видов вооружения;

— «культурный» — полиграфия и издательское дело, кинематография, производство сувениров и пр.;

— «обслуживающий» — пищевая, швейная, обувная, мебельная и некоторые другие.

Стремительный рост третичного и четвертичного секторов хозяйства сделал Лондон постиндустриальным городом, одним из главных узлов, управляющих международными сделками. Особенно быстро наращивается деятельность в секторах, большинство из которых имеет международную природу:

— финансовая сфера (банковское дело, страхование, бухгалтерия) и бизнес-услуги, инжиниринг, консалтинг, дизайн, архитектурное проектирование, индустрия моды;

— управление хозяйством и контроль над ним (в Лондоне сконцентрированы штаб-квартиры крупнейших компаний, представительства национальных агентств и международных организаций);

— индустрия культуры и творчества, включая электронные и печатные средства массовой информации;

— туризм, как развлекательный, так и деловой.

Ядро современной функциональной структуры столицы Великобритании — сфера финансовых и деловых услуг. В ней сегодня трудится чуть меньше 1,2 млн человек, то есть почти столько же, сколько во всей сфере услуг 20 лет назад. Среди других мировых городов Лондон занимает первое место по объему международных депозитных и кредитных операций, а также валютных сделок. Средний дневной оборот валюты на лондонских биржах составляет 460 млрд долл. (1998 г.). Лондон — признанный глобальный лидер в торговле золотом. Колоссальное влияние на мировую торговлю оказывают лондонские товарные биржи. К числу крупнейших из них относятся: Baltic Exchange (купля-продажа зерновых, семян, растительных масел и сделки на морские и воздушные перевозки), London Commodity Exchange (сделки на какао, кофе, копру, каучук, сахар и т. д.), London Metal Exchange (сделки на металл и металлоизделия) и др. С учетом этих фактов закономерно, что в городе очень широко представлены не только национальные, но и иностранные банки, финансовые компании и ведущие транснациональные корпорации. Ныне здесь имеют свои представительства 565 иностранных кредитно-финансовых учреждений; более трех десятков ТНК, входящих в 500 крупнейших корпораций мира, имеют в Лондоне свои штаб-квартиры.

Сосредоточение в Лондоне международной деловой активности, прежде всего в финансовой сфере, во многом обусловило возникновение «офисного бума», стремительное развитие гостиничного хозяйства и индустрии туризма. Колоссальный спрос на офисные помещения вызвал изменения в строительной политике: была создана целая серия современных деловых суперкварталов с новой урбанистической средой. Ныне в столице 215 тыс. зданий производственного и коммерческого назначения. Из них на промышленные объекты приходится только 4,7 тыс., а на офисные центры — более 64,4 тыс. (или почти 1/3). Их общая полезная площадь превышает 21 млн м2. Несмотря на развитие информационных технологий, позволяющих размещать офисы в принципе где угодно (фактор расстояния при современных средствах связи, казалось бы, теряет свое значение), возведение новых офисных кварталов все-таки осуществляется преимущественно в центральной части города. Часто офисные кварталы строят в районе железнодорожных вокзалов и на заброшенных землях закрытых верфей (например, район Докленда). В последние годы новое офисное строительство стало не столь высотным, а распространяется по площади: вместо «точечных» небоскребов предпочитают сооружать кварталы со средневысотной застройкой на большой площади. Так, Бродгейт — крупнейший обособленно развивающийся район Сити площадью 12 га — возник в конце 80-х годов как квартал с непрерывной застройкой из четырнадцати 8—10-этажных зданий.

Современный бизнес во многом строится на личных контактах, что стимулирует рост деловых поездок и предъявляет особые требования к развитию средств временного размещения. Будучи одним из старейших на планете туристских центров (ведь именно здесь была открыта первая в мире туристическая фирма — Wagon-Lits Cook), Лондон в течение последних десяти лет переживает настоящий туристский бум. За 1991—1999 гг. общая численность туристов увеличилась почти вдвое — с 15,8 до 28,0 млн человек, в том числе международных — с 9,2 до 13,2 млн; в 1,7 раз выросли доходы от индустрии туризма. Ныне, по оценкам специалистов, туризм дает 8% ВРП города и прямо или косвенно обеспечивает 250 тыс. рабочих мест, из которых 130 тыс. приходится на снабжение туристических предприятий (отелей, ресторанов и т. п.). В столице Великобритании размещаются штаб-квартиры четырех из 20 крупнейших европейских туроператоров. Лондон — важный центр конгрессного туризма.

Бурный рост потока туристов обусловливает большой спрос на средства размещения, высокий уровень их загрузки (в отелях занято в среднем 75—85% мест — это очень высокий показатель) и, как следствие, высокую доходность гостиничного хозяйства. Для приема гостей Лондон располагает мощной гостиничной базой общей емкостью свыше 90 тыс. номеров или около 140 тыс. мест. Есть все классы средств размещения: от всемирно известных гостиниц «люкс» (The Dorchester, The Savoy, Hyde Park Hotel, Howard Hotel и т. д.) до сравнительно дешевых пансионатов с отличным обслуживанием (Charming Town House), апарт-отелей (Durley House, Apartment Service) и молодежных общежитий YMCA (Христианская ассоциация молодых людей). В городе размещаются 78 гостиниц различных международных гостиничных цепей: Holiday Inn — 7, Choice — 2, Best Western — 14,

Accor — 5, Marriot — 4, Sheraton — 4, Forte — 19, Hyatt — 2, Radisson — 9, Hilton — 7, Inter-Continental — 5.

В Лондоне в сфере транспорта и связи работают 316 тыс. человек, то есть почти 9% всех занятых. Высокий уровень автомобилизации населения — 2,4 млн автомобилей (1/10 всего автопарка Великобритании) — здесь прекрасно сочетается с отлаженным движением общественного транспорта. Одна из наиболее эффективно работающих систем — метрополитен. Лондон — первый город мира, где в 1863 г. была построена подземная железная дорога. Сначала она действовала на паровой тяге, а с 1906 г. — на электрической. За более чем вековой отрезок времени метрополитен из первоначальной окружной дороги, пересекавшейся одной веткой с востока на запад, превратился в сложную систему, протяженность его путей достигла 4 тыс. км. Городское автобусное движение организовано очень четко. Автобусы курсируют строго по расписанию. В городе большое количество такси, так называемые «кэбы». Это удобный и не слишком дорогой вид транспорта.

Столица является крупнейшим транспортным узлом Великобритании и всей Европы. К ней сходятся важнейшие железнодорожные линии страны, и она возглавляет всю систему английских железных дорог. В городе 16 крупных вокзалов и несколько товарных станций. Его окружает еще более плотная сеть автомагистралей, наиболее мощные из которых веерообразно расходятся от Лондона в разных направлениях и соединяют столицу с другими районами страны. С недавнего времени Лондон связан с континентальной Европой туннелем под Ла-Маншем, а также традиционно действующей морской паромной переправой. Автомобильный и железнодорожный транспорт доминируют в осуществлении внутренних перевозок, однако большая часть международных пассажироперевозок обслуживается авиатранспортом, а международных грузоперевозок — морским транспортом.

В 2000 г. через аэропорты столичного узла прошли 116 млн человек (2/3 всех авиапассажиров аэропортов Великобритании) и 1,8 млн т грузов (4/5 всех авиагрузов страны). Столица располагает пятью аэропортами (Хитроу, Гатвик, Сити, Лутон, Станстед). Крупнейший из них, пользующийся мировой известностью, — Хитроу, который находится в 22 км от центра города и связан с ним прямой линией метро. Он с огромным отрывом лидирует в мире по международным пассажирским перевозкам. Их объем в 2000 г. составил 57 млн человек, что почти вдвое больше, чем в таких аэропортах, как Шарль де Голль (Париж), Шипхол (Амстердам), Нарита (Токио). Еще почти 30 млн пассажиров международных авиарейсов обслуживает другой столичный аэропорт — Гатвик, который расположен в 42 км южнее Лондона и специализируется на обслуживании преимущественно чартерных рейсов.

Лондонский морской порт, хотя несколько и утратил былое значение, по объему грузооборота входит в 30 ведущих портов мира. В 1998 г. его грузооборот превысил 56 млн т, а объем контейнерных перевозок составил 1,3 млн условных контейнеров. До недавнего времени территория портовой зоны начиналась у Сити и тянулась на 50 км вниз по течению Темзы. С появлением крупнотоннажных судов возникла необходимость не только в переоборудовании порта, но и в переводе основных торговых операций в более глубоководную его часть, ниже по течению Темзы. Деятельность порта теперь концентрируется в Тилбери, где созданы причалы для контейнерных, пакетных грузов, трейлеров, обычных генеральных грузов, а также находится основной зерновой терминал. В последние годы Лондон все в большей мере передает портовые функции близлежащим, хорошо оборудованным и более глубоководным портам Юго-Востока.

Лондонский порт, являясь важнейшим элементом национальной системы морского транспорта, играет большую роль в осуществлении внешнеторговых операций. Однако его относительная значимость для страны несколько уменьшается. Четверть века назад на долю столицы приходилось до 2/5 всего импорта Великобритании, а в 2000 г. — лишь 20%.

Общий оборот внешней торговли столицы составил 65 млн фунтов стерлингов (18% от страны), причем по стоимости импорт почти вдвое превысил экспорт — 41 против 24 млн фунтов стерлингов. Важно подчеркнуть, что Лондон уже традиционно сохраняет специализацию на обеспечении дальних торговых связей. Если в целом в Великобритании по обоим направлениям внешней торговли существует определенный паритет между странами Европейского сообщества и прочим миром, то в столице — 3/5 стоимости как экспорта, так и импорта приходится на внеевропейские государства.

Широкая география внешних связей Лондона обусловливает традиционное богатство и разнообразие товаров, представленных на внутреннем рынке, в системе розничной торговли. Ее сеть состоит из огромного количества мелких магазинчиков, крупных универмагов (например, Harrods, Harley Nichols, Lyberty, Selfridge’s, Peter Jones, Fortnum and Mason, Marks and Spencer и т. д.) и узкоспециализированных, иной раз с экзотической специализацией магазинов («Все для левши», «Детективы, детективы», «Джазовые мелодии — вчера, сегодня, завтра» и др.). Достопримечательность города — восемь «блошиных» рынков, где можно купить предметы художественных промыслов, антиквариат и многое другое. В Лондоне очень популярны аукционы: Christie’s, Sotheby’s, Рhillip’s, Bonham’s. Помимо того, что эти аукционы выполняют собственно торговую функцию, они служат не требующим никаких затрат источником развлечений. Особый интерес для туристов представляют лавки при музеях: Victoria and Albert Museum (декоративные предметы), National Gallery и Tate Gallery (альбомы по искусству и открытки), British Museum (копии античных статуэток), Rоуаl Academy (краски, кисти и холсты), Science Museum (наборы для юных химиков, физиков, авиаторов и т. д.), National Museum (муляжи).

Сфера общественного питания Лондона насчитывает свыше 14 тыс. ресторанов и кафе. Британскую кухню можно отведать в ресторанах — Wilton’s Connaught Ноtel, Simpson’s-in-the Strand или во встречающихся на каждом шагу «Caffs». В городе много кафе, бистро, закусочных и пабов. Очень популярны винные бары — нечто среднее между пабом и рестораном. Есть и американского типа точки быстрого питания — Fast Food Stops и Pizza Express. В городе можно совершить настоящее «кулинарное кругосветное путешествие». В меню ресторанов популярны блюда индийской кухни. Много ресторанов китайской, американской, восточной, африканской кухни. Во всех крупных гостиницах принято сервировать обставляемый особым ритуалом Afternoon Tea (дневной чай). В некоторых гостиницах чаепитие cопровождается игрой на фортепьяно, как в гостинице Savoy, шампанским (Four Seasons) или танцами (Wаldоrf). Кафе Emporio Armani Express славится своим особым итальянским чаем-гляссе со взбитыми сливками.

Лондон — крупнейший научный и образовательный центр страны. Но, находясь «в тени» сферы финансовых и деловых услуг, научно-образовательные функции носят относительно менее выраженный характер. Город располагает огромным количеством учебных заведений всех ступеней и профилей. Их иерархию возглавляет ведущий в стране вуз — Лондонский университет, который был основан в 1836 г. Научная сфера столицы представлена мощным конгломератом, с одной стороны, государственных научно-исследовательских и проектных институтов, а с другой — частных лабораторий, специализированных изыскательских учреждений и подразделений опытно-конструкторских разработок различных фирм и компаний. В городе сосредоточено большое количество различных научных обществ Великобритании: астрономическое, химическое, геологическое, географическое и др. Лондонское Королевское общество, созданное еще в 1660 г., объединяет и координирует работу английских ученых в области математических и естественных наук, а Британская академия — в сфере гуманитарных наук.

Лондон — город глубоких культурных традиций. Здесь можно осмотреть архитектурные и исторические памятники римской эпохи, эпохи англосаксов, средневековую архитектуру, здания георгианской и викторианской эпох, творения современных художников, скульпторов и архитекторов. К услугам жителей и гостей столицы 80 парков, несколько художественных галерей и 160 музеев, пользующихся большой популярностью6. По данным на 1998 г., например, Британский музей посетили 5,6 млн человек, галерею мадам Тюссо — 2,7 млн, городскую ратушу — 2,6 млн, Естественно-исторический музей — 1,9 млн, столичный зоопарк — 1,5 млн. В Лондоне насчитывается больше сотни театров и концертных залов, 9 культурных центров, 16 постоянно идущих мюзиклов, около 200 кинотеатров, огромное количество танцевальных залов и дискотек. В культурном центре Barbican выступают шекспировская труппа и Лондонский симфонический оркестр, в Coliseum дает свои представления Английская национальная опера (ENO) и Английский национальный балет, в Royal National Theatre можно увидеть спектакли классического и современного репертуара. Очень популярен Rоуаl Festival Hall вместимостью 3 тыс. мест. В концертных залах Rоуаl Аlbert Наll, Rоуal Opera House выступают всемирно известные певцы и дает свои спектакли Королевский балет. В Sadlers Wells Theatre можно увидеть экспериментальные танцевальные группы. Wignore Наll — большой и уютный концертный зал, а St. John Smith Square в Вестминстере — церковь, в которой проходят музыкальные концерты. Культурную жизнь в городе дополняют ежегодно проводимые многочисленные праздники, фестивали, шествия и карнавалы.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *