Мазутохранилища для отопительных котлов

 Запас мазута содержится в резервуарах — мазутохранилищах, которых, как правило, не менее двух. Суммарная вместимость резервуаров выбирается в зависимости от производительности котельной, дальности и способа доставки (железнодорожный, трубопроводный и др.). Применяют нормальный ряд мазутохранилищ вместимостью 100; 200; 500; 1 000; 2 000; 3 000; 5 000; 10 000 и 20 000 м3.

 Выполняются мазутохранилища наземными, полуподземными (заглубленными) и подземными. Резервуары бывают основные, расходные и резервные. Все они должны обладать безопасностью хранения топлива в пожарном отношении; полной герметичностью; несгораемостью, долговечностью, коррозионной стойкостью против воздействия агрессивных грунтовых вод; удобствами обслуживания и очистки от отстоя и осадков; возможностью установки внутри резервуара подогревающих устройств и другого технологического оборудования.

Для разогрева топлива в цистернах и его слива при отрицательных температурах окружающей среды могут быть использованы следующие способы. Первый вариант – разогрев мазута в цистерне открытым паром давлением 0,6…1,0 МПа. Пар подают в цистерну через гибкие шланги, для чего используют эстакаду. Время разогрева и слива мазута из цистерны составляет обычно от 6 до 9 часов. К недостаткам такого способа разогрева мазута следует отнести обводнение мазута (содержание воды в мазуте после разогрева может достигать 8% от массы мазута) и значительный расход пара (требуется до 100 кг пара на 1 тонну разогреваемого мазута).

Второй способ – разогрев мазута в цистерне за счет его циркуляции. При этом способе горячий мазут подают в цистерну и организуют циркуляционный контур по горячему мазуту. Мазут, циркулирующий в этом контуре, подогревают в специальном теплообменнике. Температура подогрева мазута должна быть на 10…20 °С ниже, чем температура его вспышки. Рециркуляцию осуществляют до полного слива мазута из цистерны. К недостаткам такого способа следует отнести достаточно длительное время разогрева и необходимость создания рециркуляционного контура.

Способ номер три – проведение слива мазута из цистерны под избыточным давлением. При этом способе на люк колпака цистерны герметично устанавливают съемную крышку с патрубком, через который в верхнюю часть цистерны подается сжатый воздух или пар; тем самым в цистерне создается избыточное давление, и мазут сливается через нижний люк цистерны. Данный способ имеет существенные недостатки, к основным из которых следует отнести: при значительном охлаждении мазута, когда он потерял подвижность, необходимо создание слишком большого избыточного давления в цистерне, что может привести к ее разрушению; для создания избыточного давления в цистерне следует иметь компрессорное оборудование, что значительно удорожает этот способ.

Еще один из возможных методов заключается в разогреве мазута в цистернах в специальных тепляках, в которые подается от теплообменников горячий воздух с температурой до 120 °С. Так как разогрев мазута при этом может идти только от поверхности цистерны в глубь за счет теплопроводности мазута, то данный способ отличается большой длительностью (до нескольких десятков часов), значительными расходами теплоты с горячим воздухом и тепловыми потерями, что приводит к его малой эффективности.

Для разогрева мазута в цистерне существуют и многие другие способы, например, с использованием электрических нагревателей, специальных цистерн и др., но они применяются достаточно редко. При разогреве жидкого топлива в железнодорожных цистернах рекомендуемые температуры разогрева следует принимать: для мазута марки 40 – не менее 30 °С; для мазута марки 100 — не менее 60 °С; для легкого нефтяного топлива — не менее 10 °С.

В последнее время в качестве жидкого топлива в котельных установках часто используют нефть, что является чрезвычайно опасным. Нередки случаи взрывов котлов из-за неправильной эксплуатации котельного оборудования и неграмотных действий обслуживающего персонала, работающего в котельной, что приводит к тяжелым последствиям.

 В мазутонасосной станции размещают оборудование: технологическое (мазутные насосы, фильтры грубой и тонкой очистки, подогреватели, трубопроводы с арматурой, измерительную аппаратуру — счетчики, манометры, термометры и т.п.); энергетическое (двигатели насосов, задвижки, пусковую аппаратуру для двигателей, электрические устройства и пр.); санитарно-техническое (вентиляционные установки, отопительные приборы и т.п.); грузоподъемное (мостовые краны, монорельсы с тельферами, блоки, лебедки и т.п.). В основном и растопочном мазутном хозяйстве схема подачи мазута в котельную может быть одно- или двухступенчатой в зависимости от требуемого давления перед форсунками. Число мазутных насосов в каждой ступени основного мазутного хозяйства — не менее 4 (в т.ч. по одному резервному и одному ремонтному). Оборудование основном мазутном хозяйстве должно обеспечивать непрерывную подачу мазута в котельную при работе всех рабочих котлов с номинальной производительностью. Давление, создаваемое насосами, выбирают от 0,02 до 3,5 МПа исходя из типа применяемых форсунок. В насосной основное мазутное хозяйство предусматривают по одному резервному подогревателю и фильтру тонкой очистки. Схема мазутонасосной станции должна допускать возможность работы любого подогревателя и фильтра с любым насосом I и II ступеней. Мазут из основного мазутного хозяйства подают к котлам по двум магистралям, рассчитанным каждая на 75% номинальной производительности с учетом рециркуляции. Из растопочного мазутного хозяйства мазут поступает в котельную по одному трубопроводу, пропускную способность которого выбирают с учетом общего числа и мощности котлоагрегатов и режима их работы. При расчете трубопроводов скорость мазута в них принимают 0,8—1,0 м/с для всасывающих линий и 1—1,5 м/с для нагнетательных. В магистральных мазутопроводах котельной и отводах к каждому котлу должна быть обеспечена циркуляция мазута. Для этого предусматривают трубопровод рециркуляции мазута из котельной в мазутное хозяйство. Прокладка мазутопроводов, как правило, наземная. Мазутопроводы, проложенные на открытом воздухе и в холодных помещениях, должны иметь паровые или другие обогревательные спутники в общей с ними изоляции. Существует непрерывный (путевой) обогрев мазутопроводов по всей их длине. Обогрев называется наружным, если под мазутопроводом проложены один или несколько трубопроводов небольшого диаметра, по которым циркулирует греющий агент (пар, горячая вода и т.п.). При внутреннем обогреве греющая среда проходит по трубе меньшего диаметра, проложенной внутри мазутопровода. На вводах магистральных мазутопроводов внутри котельной, а также на отводах к каждому котлу должна устанавливаться запорная арматура с дистанционным электрическим и механическим приводами, расположенными в удобных для обслуживания местах. Для аварийных отключений на всасывающих и напорных мазутопроводах устанавливают запорную арматуру на расстоянии 10—50 м от мазутонасосной.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *