Локомотивное хозяйство

Локомотивное хозяйство служит для обеспечения железных дорог тяговыми средствами и содержания этих средств в соответствии с техническими требованиями. В состав локомотивного хозяйства входят основные и оборотные локомотивные депо, специализированные мастерские по ремонту узлов локомотивов, пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), пункты экипировки локомотивов, пункты смены локомотивных бригад, базы запаса локомотивов.

Локомотивные депо сооружаются на участковых, сортировочных и пассажирских станциях, где производится смена локомотивов. Основные депо имеют свой приписной парк локомотивов, а также технические средства для выполнения текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки локомотивов. Различают тепловозные, электровозные, моторвагонные и смешанные депо.

В пунктах оборота локомотивов размещают оборотные депо, не имеющие собственного приписного парка магистральных локомотивов и оснащенные только устройствами для текущего обслуживания (ПТОЛ) и экипировки.

Пункты смены локомотивных бригад предусматривают на участковых станциях и размещают исходя из условия обеспечения установленной продолжительности непрерывной работы бригад.

Пункты экипировки располагают на территории депо или в приемоотправочных парках. Под экипировкой понимают снабжение локомотивов топливом, песком, смазочными и обтирочными материалами.

Дизельное топливо хранится на складах в металлических резервуарах емкостью до 5000 м3. Из хранилищ топливо подается насосом к раздаточным колонкам, а из них по шлангам – в топливные баки тепловозов.

Для снабжения локомотивов песком сооружаются склады сырого песка, пескосушилки, склады сухого песка, раздаточные бункера, компрессоры и вентиляторы для подачи песка от пескосушилок на склады сухого песка и в раздаточные бункера. Из бункеров песок самотеком поступает в песочницы локомотивов.

Смазочные масла хранят в наземных или подземных резервуарах, заполняющихся самотеком через приемные колодцы. Насосами смазочные материалы из резервуаров подаются на локомотивы через маслозаправочные колонки.

Для поддержания локомотивов в исправном состоянии на железных дорогах организована система проведения их технического обслуживания и текущего ремонта после определенного пробега или времени работы. Для повышения качества, ускорения и удешевления ремонта используется агрегатный метод ремонта, при котором основные узлы и агрегаты локомотивов заменяют заранее подготовленными (отремонтированными) в заготовительном цехе депо.

Для локомотивов и МВПС установлено несколько видов планово-предупредительного технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР), а также средние (СР) и капитальные (КР) ремонты.

Целью ТО-1, ТО-2 и ТО-3 является обеспечение работоспособности локомотивов в процессе эксплуатации.

ТО-1 выполняет локомотивная бригада при приемке, сдаче локомотива и в процессе поездки.

ТО-2 выполняется на ПТОЛ бригадой слесарей и заключается в проверке ходовой части, электро- и тормозного оборудования, смазке узлов, замене тормозных колодок, устранении мелких неисправностей. ТО-2 обычно совмещается с экипировкой локомотивов. Периодичность проведения ТО-2 устанавливает начальник железной дороги (пассажирские – через 48 час, грузовые – через 96 час). Продолжительность выполнения ТО-2 устанавливается отдельно для каждого типа локомотивов.

ТО-3, ТО-4, ТО-5 выполняются в основных депо. При ТО-3 тщательно проверяется состояние основных узлов локомотива, устраняются серьезные неисправности. ТО-4 заключается в обточке поверхностей катания колесных пар без выкатки из-под локомотива. Периодичность проведения ТО-3 и ТО-4 определяется пробегами локомотивов. На Московской ж.д. ТО-3 не выполняется.

ТО-5 проводится при подготовке локомотивов к постановке в запас или после изъятия из запаса.

Текущий ремонт всех видов производится в локомотивных депо. ТР-1 (малый периодический) выполняется в депо приписки, ТР-2 (большой периодический) и ТР-3 (подъемочный) – в локомотивных депо, имеющих соответствующее оборудование и специализирующихся на отдельных видах ремонта. Основной задачей текущего ремонта является поддержание работоспособности локомотивов, восстановление их основных эксплуатационных характеристик. В ходе ТР проводят ревизию, замену или восстановление отдельных узлов и деталей, регулировку и испытания, гарантирующие работоспособность локомотива в межремонтный период. В отличие от ТО, при котором узлы обычно не разбирают, при ТР осмотр узлов сопровождается их разборкой. Продолжительность ТР-1 – 18 часов, ТР-2 – до 72 часов, ТР-3 – до 6 суток.

Средний ремонт – это ремонт, который осуществляется в заводских условиях либо в специализированных мастерских и депо, в которых созданы соответствующие условия. Во время среднего ремонта проводится разборка топливной аппаратуры, поршневой группы, переукладка коленчатого вала, замена цельнокатаных колёс или бандажей (при необходимости), пропитка и сушка обмоток электрического оборудования. Средний ремонт во многом напоминает капитальный, однако размеры деталей не доводятся до номинальных, предусмотренных чертежом: их оставляют в пределах допусков. Средний ремонт проводится через 800 000 км для грузовых локомотивов и через 720 000 км – для пассажирских. Продолжительность СР – до 6 суток.

Капитальный ремонт КР-1 выполняется для восстановления эксплуатационных характеристик, частичного восстановления ресурса заменой и ремонтом изношенных, неисправных агрегатов тягового подвижного состава.

Капитальный ремонт КР-2 выполняется для восстановления исправности ТПС, его эксплуатационных характеристик, ремонта агрегатов, узлов и деталей, полной замены проводов, кабелей и оборудования с выработанным ресурсом на новые. В необходимых случаях выполняют модернизацию локомотива или МВПС.

Капитальный ремонт с продлением срока службы КРП выполняется для восстановления исправности ТПС, его эксплуатационных характеристик и продления срока службы за счет ремонта агрегатов, узлов и деталей, полной замены проводов, кабелей и оборудования с выработанным ресурсом на новые.

Все виды капитального ремонта производятся на локомотиворемонтных или локомотивостроительных заводах. КР проводятся для грузовых локомотивов при пробеге 2 400 000 км, для пассажирских – 2 160 000 км. Продолжительность КР не регламентируется.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *