Казахская диаспора

Характеристика задания: определение знания миграционных и политических процессов

Ответ: Характер причин формирования и развития казахской диаспоры дифференцируется, как: политический (казахско-ойратские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., национально-освободительное движение 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане, антиправительственная борьба казахов в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-е гг., Вторая мировая война); и экономический (разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации.

Диаспора является объектом внутренней политики и субъектом международных отношений, связующей нитью между внутренней и внешней политикой государства, поэтому в современный период в политической науке особый интерес представляют исследования проблемы воздействия диаспор на международные отношения.

Одним из важнейших вопросов исследования является проблема триединства, т.е. взаимоотношений, взаимозависимости и взаимосвязей на международном и межгосударственном уровне трех основных компонентов: казахской диаспоры, Республики Казахстан и стран, где проживают наши соотечественники. Казахская ирредента или диаспора являются одними из важнейших компонентов внешней политики нашего государства со странами их проживания, на межгосударственные взаимоотношения с которыми влияет поло-жение казахов, как этнического меньшинства в инонациональной среде, имеющих историческую Родину — Казахстан.

В этой связи следует уточнить, что казахов, проживающих на сопредельных с Казахстаном территориях в России (Астраханская, Оренбургская, Курганская, Омская, Горно-Алтайская Автономная области), Узбекистане (районы Сырдарьи, Чирчика, Кызылкумов, Мырзашола) и Китае (районы Алтая, Тарбагатая, Или, Кульджи, Еренкабырги, Барколь-Кумула в СУАР) ни в коем случае нельзя определять термином “диаспора”, так как они проживают на своей собственной территории и данная группа населения определяется термином "ирредента".

Источник: История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр. 18, 74, Б.Аяган, 2013 г., стр. 29, 135.

2. Сгруппируйте аргументы, подтверждающие, что действия Абылая были направлены на: а) сохранение суверенитета и целостности границ Казахского ханства в) укрепление экономического положения Казахского ханства

Характеристика задания: проверка умения дать:

а) характеристику историческим событиям, социальным группам

в) умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения

Ответ: А: 1) воссоздал централизованное государство 2) для лучшего управления в каждом из трех жузов назначил правителями улусов влиятельных людей 3) усилил судебную власть 4) опирался на авторитет крупных биев 5) прекратил междусобные столкновения, барымту 6) внешняя политика была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства 7) сохранял добрососедские отношения, поддерживал дипломатические и торговые связи с соседними государствами 8) защищал своих подданных от притязаний российских военных 9) основные усилия были направлены на политике ослабления джунгар 10) формально находясь в российском подданстве, поддерживал дипломатические отношения с Китаем.

В): 1) поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением, рыболовством 2) поддерживал торговлю 3) инициировал строительство кузниц в Степи 4) прекратил междусобные столкновения, барымту

Источник: З.Е.Кабульдинов. История Казахстана (XVIII-1914 г) Алматы., 2016. С. 36-40.

3. Дайте свою оценку противоречивым позициям алашординцев и предводителей восстания 1916 года по отношению к царскому указу от 25 июня 1916 года

Характеристика: Задание направлено на умение тестируемым определять собственную позицию по отношению к дискуссионным и проблемным темам истории Казахстана.

Ответ: Политические позиции казахских демократов по поводу восстания разделились на 2 группы:

Либерально-демократическая интеллигенция (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов) придерживались тактики «разумного компромисса» с царизмом, хотели сохранить этническую целостность народа и предлагали отсрочить сроки мобилизации.

«Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным», — писал А.Байтурсынов.

«Согласившись идти, джигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие», — писал А.Букейханов.

«Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», — писали в воззваниях в октябре 1916 г.: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов.

Казахская либерально-демократическая интеллигенция надеялась, что в случае победы в I мировой войне удастся сформировать национальную автономию.

Лидеры Алашской интеллигенции в период восстания считали невозможным сопротивление казахов царской армии, т.к. опасались, что безоружный народ станет жертвой репрессий царизма.

Таким образом, они выдвигали на первый план идею сохранения народа, его этнической целостности.

Революционно-демократическая интеллигенция (радикальная часть) (Т.Рыскулов, Т.Бокин, А.Майкотов, С.Сейфуллин, С.Мендешев, Б.Алманов, А.Джангильдин и др.) примкнула к восставшим.

Последовавшая за восстанием 1916 года кровавая расправа подтвердила обоснованность опасений Алашской интеллигенции.

Учебник: М.Козыбаев История Казахстана, 9 класс, 2013 г., с. 10. Б.Аяган История Казахстана, 9 класс, 2013 г. С. 24.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *