Измерители транспортного процесса

Основные понятия и определения.Под транспортным процессом понимается комплекс операций, связанных с перевозкой (перемещением) грузов, включающий их погрузку, транспортирование и разгрузку. Сочетание этих трех элементов называется рейсом.

Цикл операций транспортного процесса, включающий, кроме рейса, и возврат транспортного агрегата к месту отправления, называется оборотом.

Транспортный процесс, ограниченный расстоянием между двумя пунктами, обычно от места погрузки до места разгрузки, называется ездкой.

Поездка от места стоянки транспортного агрегата к месту погрузки груза и от места разгрузки до места стоянки, а также заезды на заправку, техническое обслуживание и т. п. называются нулевой ездкой.

Основной расчетной величиной транспортного процессаявляется время рейса tpили время оборота

где и -время простоя транспорта соответственно под погрузкой и разгрузкой;и — время движения соответственно с грузом (груженая ездка) и вхолостую (холостая ездка).

В случае если в процессе рейса (оборота) имели место простои по техническим или другим причинам, время простоев t0 учитывается или непосредственно или коэффициентом использования времени рейса (оборота)р.

При необходимости учитывается и время нулевых ездокЕ0. Выразим время движения с грузом и вхолостую через скорость и путь:

где длина ездки и скорость движения соответственно с грузом и вхолостую.

В этом случае

Иногда для удобства расчетов объединяют время простоев под погрузкой и разгрузкой и время движения с грузом и вхолостую (исходя из средних расстояний и средних скоростей движения) . В этом случае


Транспортная работа— это объем перевозок в тоннах ( ) в километрах пройденного пути

или, чаще всего, в тонно-километрах Число тонно-километров определяется умножением количества фактически перевезенного объема груза в тоннах на расстояние перевозок в километрах. Нельзя считать транспортную работу по номинальной грузоподъемности транспортных средств и числу ездок (без учета фактически перевезенного груза), а также по среднему количеству перевезенного груза, если расстояния ездок были неодинаковыми, или по среднему расстоянию ездок, если перевозилось неодинаковое количество грузов. Во всех этих случаях подсчет тонно-километров будет неверным.

Транспортная работа за единицу времени называется производительностью.

Если время работы , по которому определяется производительность (за час, смену, сутки, сезон и т. д.), то производительность в тоннах в километрах или в тонно-километрах рассчитывается следующим образом:

Производительность транспортных средств зависит от полезного времени работы, скорости движения, пробега с грузом, грузоподъемности и степени использования машины.

Измерители времени работы. Производительным временем является лишь время движения машины с грузом, так как только в это время совершается перевозочная работа. Время движения без груза, если оно не излишнее, время под погрузкой и разгрузкой, а также затраты времени на техническое обслуживание и ремонт машин и прицепов являются хотя и непроизводительным, но в то же время производственно необходимым временем. Все остальные затраты времени являются ненужными для совершения транспортной работы и должны всемерно устраняться.

Для измерения времени работы не отдельного агрегата, а парка машин каждый вид затрат времени выражают не часами или днями, а машино-часами и машинно-днями. Машино-часы (машинно-дни) определяются суммой часов (дней) определенного вида затрат времени по всем машинам парка. Возможно, определять машино-часы (машинно-дни) умножением числа машин на среднее значение числа часов (дней) того или иного вида затрат времени.

Общее число дней нахождения машины в хозяйстве за определенный период (месяц, квартал, год) называется инвентарными или списочными днями(днями, в течение которых машина числится в инвентарных списках хозяйства). Они слагаются:

  • из дней работы на линии (дней эксплуатации);

  • из дней простоя в ремонте или на техническом обслуживании и в ожидании ремонта (технического обслуживания);

  • из дней простоя в исправном (готовом к эксплуатации) состоянии.

 Для парка машин определяют, как правило, число инвентарных машино-дней и их составляющие по машинам каждой марки в отдельности.

Для оценки использования времени работы транспорта (или парка машин) применяют следующие измерители.

Коэффициент использования машины (или парка),показывающий, как используется машина или весь парк хозяйства на перевозной работе, представляет собой отношение времени (в днях или машинно-днях) пребывания машины (или парка) в эксплуатации ко времени (инвентарному) нахождения ее в хозяйстве. За данный день работы коэффициент использования парка определяется отношением числа машин, находящихся в эксплуатации, к общему числу машин в хозяйстве.

Коэффициент использования рабочего времени машины (или парка),показывающий, как используется время пребывания машины (машин) в эксплуатации (на работе), выражается отношением времени движения (в часах или машино-часах) ко времени нахождения в наряде (в тех же единицах). Время в наряде исчисляется с момента выхода и до момента возвращения машины в гараж (за исключением времени отдыха водителя).

Коэффициент технической готовности машины (или парка)за определенный период представляет собой отношение числа дней (или машинно-дней), в течение которых машина (парк) находится в технически исправном состоянии, к инвентарным дням (или машинно-дням) за этот период времени.

 Коэффициент технической готовности машин на какое-либо число (например, на начало уборки) выражается отношением числа технически исправных машин к общему числу машин, имеющихся по списку в хозяйстве на данное число. Этот коэффициент технической готовности характеризует уровень организации профилактического обслуживания и ремонта машин. Измерители скорости движения. Транспортные машины во время работы движутся с переменными скоростями, зависящими от динамических качеств машины, состояния дороги, плотности движения, нагрузки и т. п. Поэтому скорости движения за определенный период времени или на определенном участке дороги могут быть выражены только средними значениями. В практике эксплуатации транспорта различают техническую и эксплуатационную средние скорости движения.

 Техническая скорость-это средняя скорость пробега за время движения. При этом не учитывается время остановок в пути, за исключением тех, которые вызваны регулированием движения. Техническая скорость машины определяется делением числа пройденных километров на время фактического движения в часах. Техническая скорость парка однотипных машин определяется делением числа километров общего пробега всех машин (машинно-километры) на машино-часы движения.

 Эксплуатационная скоростьв отличие от технической вычисляется с учетом всего времени нахождения машины на работе (на линии), включая время всех простоев в процессе работы (под погрузкой, выгрузкой, при оформлении документов, из-за технических неисправностей в пути и т.д.). Определяется эксплуатационная скорость делением пройденного числа километров на время нахождения машины на работе. Эксплуатационная скорость парка автомобилей определяется соответственно делением общего числа машинно-километров на число машино-часов в наряде. Эксплуатационная скорость, как правило, всегда меньше, чем техническая скорость. Отношение эксплуатационной скорости к технической равно коэффициенту использования рабочего времени.

 Измерители пробега. Пробег является производительным, когда он совершается с грузом, и порожним при движении без груза. Порожний пробег состоит из нулевого(подготовительного) и холостого, совершаемого при выполнении транспортной работы.

 Степень использования пробега машины (или парка) определяется коэффициентом использования пробега. Для одной машины он равен отношению числа километров пробега с грузом к общему километражу пробега, а для парка машин — отношению числа машинно-километров пробега с грузом к общему числу машинно-километров пробега парка. Для машин, выполняющих ездки различной длины, определяют среднюю длину груженой ездки, для чего делят общий пробег с грузом на число ездок с грузом.

 Измерители грузоподъемности. Каждый грузовой автомобиль или прицеп имеет определенную номинальную грузоподъемность, установленную заводом. Фактически загрузка часто не совпадает с номинальной грузоподъемностью. В зависимости от рода груза, характера грузопотока, дорожных условий и т. д. загрузка бывает неполной или, наоборот, несколько завышенной против номинальной грузоподъемности. Для оценки степени загрузки применяются измерители — статический и динамический коэффициенты использования грузоподъемности (тоннажа).

 Статический коэффициент использования грузоподъемности(тоннажа) определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое можно было бы перевезти за то же число ездок при полном использовании номинальной грузоподъемности.

 При ездках на различные расстояния с разным использованием грузоподъемности машины принято определять динамический коэффициент использования грузоподъемности отношение количества фактически выполненных тонно-километров к тому количеству, которое могло быть сделано при пробеге с полной загрузкой.

 Фактическое значение коэффициента использования грузоподъемностислужит показателем, по которому судят о степени загрузки транспортных средств не только так называемыми нормальными грузами, когда коэффициент использования грузоподъемности достигает 1, но и легковесными грузами. В последнем случае фактическое значение коэффициента использования грузоподъемности сравнивают с нормативными, предусмотренными для данного класса грузов (справочные данные).

 Показатели работы. Все рассмотренные измерители характеризуют производительность транспортных средств. Чем выше коэффициенты использования времени, пробега и грузоподъемности и чем больше техническая и эксплуатационная скорости, тем выше производительность транспорта. Следовательно, необходимо добиваться возможного повышения всех перечисленных показателей.

 
 3. Маршруты движения

 Порядок следования подвижного состава (транспортных средств) при выполнении транспортного процесса называется маршрутом движения.

 Различают следующие виды маршрутов: маятниковый— многократно повторяющиеся ездки между двумя пунктами (рис. 1а и 1б); радиальный — перевозки из нескольких грузообразующих точек в одну грузопоглощающую точку, или наоборот (рис. 1в и 1г); кольцевой — перевозки по замкнутой фигуре с последовательным обслуживанием нескольких грузопоглощающих или грузоподающих точек (рис. 1д); комбинированный, сочетающий несколько видов маршрутов (рис. 1е).

 Рис. 1. Виды маршрутов (сплошные линии — ездки с грузом, пунктирные — без груза):а)маятниковый, ездки с грузом в обе стороны;б) маятниковый, ездка с грузом в одну сторону;в) радиальный собирательный;г)радиальный распределительный;д) кольцевой;е) комбинированный (маятниковый с кольцевым).

 
 
 Рис. 2. Радиальные распределительные маршруты при доставке грузов:а) из центра (середины участка); б) из одного угла поля; е) с одного края поля.

 
 При массовых перевозках чаще всего применяют маятниковые маршруты с холостыми пробегами в одну сторону. При централизованном завозе нефтепродуктов, доставке запасных частей, ремонтного фонда и других грузов используют главным образом кольцевые маршруты. При производственном транспорте (развозка по полю удобрений, сволакивание сена и т. п.) часто пользуются радиальными маршрутами движения. В частном случае — на квадратном поле при распределительном (по всему полю равномерно) транспорте грузов из центра, из одного угла или с одной стороны поля (рис. 2) — средние расстояния ездки в одну сторону будут в первом случае = 0,4а, во втором случае = 0,8 аи в третьем случае = 0,5 а, где а — сторона квадрата. Если предусмотрен обратный холостой пробег, среднюю длину рейса удваивают.

 

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *