Характеристика нервно-психического развития

Доксова Георгия, 2002 года рождения

Гоша – добрый, ласковый, послушный малыш, смышлёный, очень любознательный, подвижный и сильный.

Темперамент – холерический. Он требует к себе индивидуального подхода, повышенного внимания, уважения как личности. При соблюдении вышеперечисленных условий он легко и быстро обучаем.

Я начала работать с Гошей, когда ему исполнилось 2 года. На этот момент ребёнок опережал сверстников в физическом развитии, но отставал на 2 эпикризных срока по уровню развития речи и ознакомления с окружающим.

Сейчас мальчику 2 года, 8 месяцев. За указанный период ребёнок добился очень больших успехов. Значительно увеличился запас понимаемых слов, усовершенствовалась активная речь, обогатился чувственный опыт.

Стремительно возросла познавательная активность. Ребёнок стал всем интересоваться, заниматься разными видами деятельности, чего раньше не было. Сейчас он

  • лепит из пластилина, (колбаски, колобки, лепёшечки, дорожки, грибочки, башню. А с помощью взрослого делает более сложные вещи).
  • конструирует (из строительного материала, детских конструкторов, различных предметов – подсобного материала.) Самостоятельно делает башню, машину, дорогу, кроватку и т.п. По показу воспитателя строит дом, мост, подъёмный кран и пр.

  • Рисует. Умеет проводить линии разной длины, толщины, цвета, направленности (карандаши, дорожки, ветки, елочки, полоски на коврике, лесенка, забор, дождевой червяк и др.). Под контролем педагога регулирует силу нажима кисти и карандаша. Тщательно и старательно закрашивает фигуры, ограниченные контуром, незначительно выходя за пределы. Рисует ритмом мазков, цветовых пятен (следы зайчика на снегу, листочки на дереве, игрушки на елке, пятна на крыльях бабочки, мухоморе). Пробовал рисовать волнистые, дугообразные линии (чешуйки у рыбы, ручейки, дождик), а также округлые формы. Как все малыши, охотно рисует свои детские «почеркушки» разными изобразительными средствами: карандашами, фломастерами, водой, пластилином, прутиком, снегом и т.п.

Причём, у Гоши прекрасно для его возраста развито воображение. И он среди хаоса нарисованных линий, в сочетании цветовых пятен может увидеть очертания какого-либо предмета, какую-то форму. Заявляет, например: «Смотри, я рыбку нарисовал». И, это действительно, похоже.

  • Слушает сказки и рассматривает картинки. Коротко пересказывает их содержание.
  • Смотрит мультфильмы (чего в 2 года делать не желал), комментирует увиденное.

  • Рукодельничает: вышивает, делает аппликацию (с помощью взрослого).

  • Играет с пазлами, мозаикой.

  • Составляет картинки, разрезанные на две части.
  • Считает до 10.Но идентифицирует цифру и число предметов только до трёх. Знает, что ноль – это нисколько. Знаком с количественными и пространственными определениями и понятиями: много – мало, большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, ближе – дальше, выше – ниже, рядом, за, перед, около и т.п.
  • Узнаёт и называет геометрические формы: куб, шар, круг, треугольник, ромб, квадрат. Знает цилиндр и прямоугольник, но не называет их. Квадрат путает с прямоугольником.

  • Знает все буквы, кроме Ь, Ъ, Й.
  • Начал обучение чтению по методике «Умница». Около 30 слов читает.
  • От предметной игры перешёл к сюжетной с использованием элементов ролевой.

В игре, рисовании, лепке, конструировании он не просто использует заученные действия, но видоизменяет их, получая новые результаты своих действий.

  • Говорит простыми распространёнными предложениями, используя прилагательные, наречия, междометия, местоимения. Задаёт вопросы. Речь интонационно выразительная. Не все слова произносит отчётливо, но, в основном, говорит понятно. Не выговаривает р, шипящие и свистящие звуки.
  • Владеет достаточно большим объемом информации, имеет богатый словарный запас. Правильно называет окружающие предметы дома и на улице знает их назначение. А также овощи, фрукты, предметы мебели, одежды, более тридцати видов животных, около двадцати видов птиц, некоторые марки машин, несколько наименований деревьев и цветов, части тела человека, животных, птиц, кто как кричит, кто где живёт, чем питаются некоторые животные и т.п.

Некоторым знакомым предметам может дать 2-3-4 определения (морковка сочная, красная, длинная; зайчик белый, пушистый, маленький, хитрый; машина большая, грязная, дядина). Мы часто сравнивали предметы, говорили об их свойствах, в результате Гоша

  • умеет отгадывать простые описательные загадки (например: большой, мохнатый, живёт в берлоге, любит малину и мёд).
  • Начинает рассуждать, строить предположения. Так, перед прогулкой он рассказывает свой план – куда мы пойдём, и что, возможно, там увидим.
  • Умеет делать не по-детски разумные, логические выводы. Приведу два примера.
  • Рассматривали с ним панораму из окна. Поговорили о погоде, о прохожих, о машинах. Обратили внимание на трубу вдалеке, из которой идёт дым. Я познакомила Гошу с новым выражением «дым столбом», объяснила его значение. Малыш делает вывод:

«Надо закрыть небо от дыма!»

  • Собираемся на прогулку. Отвлекая ребёнка от не очень приятной процедуры одевания, говорю о том, что ему приятно: «Сейчас спустимся на первый этаж, Ты зайдёшь к дяде консьержу, поздороваешься, расскажешь, как живёшь и куда пошёл. Только жаль, что сегодня молодой дядя дежурит. Это старенький с тобой всегда беседует, а молодой-то не очень…». Гоша резюмирует:

«Человек хуже!»

  • Выразительно и с удовольствием рассказывает стихотворения. Причём, как короткие (А. Барто), так и длинные (К.Чуковского). Сопровождает рассказ мимикой, жестами, движениями.

  • имеет хорошо развитое слуховое восприятие. Мальчик музыкальный, любит музыку, пение, танцы. С удовольствием танцует, даже перед публикой. Любит «играть на барабане» — отбивать руками ритм в такт музыке.

Внимание неустойчивое и непроизвольное.

Успех занятий полностью зависит от заинтересованности. Интересно – ребёнок активен, сосредоточен, внимателен. Может заниматься одним делом до 15 минут. Для Гоши познавательную деятельность лучше всего сочетать с наглядностью и физическим действием. И проводить в игровой форме. Тогда эффект бывает максимальным.

За описываемый период у Гоши значительно увеличился объем внимания. У него сейчас панорамное видение и восприятие окружающего. Если раньше по дороге в парк он видел только дорогу перед собой, то сейчас успевает заметить и синичку на дереве, и клюющего в стороне голубя, и сосульку, висящую с крыши, и подъёмный кран вдалеке, и девочку в красной шапочке, а ещё услышать, что летит самолёт и из машины доносится музыка.

Память у малыша средняя. Запоминание и припоминание непроизвольное. Длительность удержания в памяти информации напрямую зависит от интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности. То, что интересно, запоминает быстро и надолго. Остальное приходится повторять многократно. Хорошая продуктивность запоминания у Гоши в подвижной игре. Для лучшего запоминания стихов, например, мы использовали такие формы активности, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация стихотворений.

Культурно-гигиенические навыки.

Малыш очень чистоплотный. Ручки, правда, моет после напоминания и с помощью взрослого, но грязную футболку или мокрые штанишки не терпит, сразу снимает. Любит купаться сам и купать свои игрушки. Обожает игры с водой.

Г. умеет самостоятельно пользоваться горшком, и «аварийные» ситуации случаются с ним редко: когда увлечён игрой, и не успевает вовремя добежать до горшка, или когда много попил жидкости перед сном.

Игрушки за собой убирает, но делать этого не любит. Приходится придумывать различные компромиссы, мотивации.

Гошенька мальчик вежливый, внимательный, добрый: здоровается и прощается, благодарит без всякого напоминания, интересуется: «Удобно ли тебе?», делится игрушками, угощает своей едой, желает приятного аппетита и спокойной ночи.

Не смотря на это, как у всякого единственного и любимого в семье ребёнка, имеют место проявления детского эгоизма: требование выполнить все его желания немедленно и неукоснительно. Это может сопровождаться вспышками раздражительности, возбуждения.

Мы много работали над тем, чтобы ребёнок мог учитывать в своём поведении чувства, интересы и желания других людей, сопереживать близким, окружающим его. Сдвиги есть. Если терпеливо и доброжелательно объяснять ребёнку, почему не следует себя так вести, он понимает и соглашается.

Аппетит хороший, но отношение к пище избирательное.

Сон спокойный. Засыпание быстрое. Длительность сна зависит от двигательной активности во время бодрствования. Набегается, напрыгается – спит 2 часа. Если бодрствование было относительно спокойным, то только час.

Для работы с Гошей использованы элементы программ и методик «Радуга», «Кроха», «Умница», Б.П. Никитина, М. Монтессори, Г.Домана, моя авторская программа.

Педагог дошкольного образования высшей квалификационной категории

Гребенщикова Нина Павловна.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *