Графика. Слоговой принцип русской графики. Принцип русской орфоэпии

ГРАФИКА устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами и звуками ОРФОГРАФИЯ – система правил 1)о написании слов и их значимых частей (морфем), 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, 3) об употреблении прописных и строчных букв, 4) о переносе слов с одной строки на другую ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ: Морфологический принцип – общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова. — применяется при написании корней (ход,ходок,ходовой-[хот],[хлдок],[хъдовой]), суффиксов(дубовый,липовый дуб[ов]ый, лип[ов]ый), приставок (подписать, подпись), окончаний (на реке , на речке) Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написания слов , относящихся к некоторым грамм категориям: 1)написание имен сущ жен рода с конечным шипящим: Рожь, ночь, дочь, мышь, вещь . Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение ,а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения 2)написание инфинитива с конечн шип:беречь, мочь,достичь. Мягк знак не явл знаком мягкости , а служит формальной приметой неопр формы глаголы, его написание создает граф единообразие оформления инфинитива 3)написание формы повел накл с конечн шипящ: умножь, назначь,утешь. Написание мягкого знака служит целям морфологии: созд единооразное внешнее оформ императива Фонетические написания – написания соотв произношению. -написание приставок на з(без,воз,из,низ,раз,через. З перед глухсогл корня оглуш , что находит отраж на письме (бездушный-бестолковый, возглавить-воскликнуть, разбить-расформировать, издать-истолковать). Сюда же относ напис прист рос под удар и роз без удар (роспись-расписка. Также написание ы вместо и после прист оканч на тверд согл (безыдейный, подыскать,сыграть) К дифференцирующим относятся написания, служ для различ на письме омофонов (поджог-сущ,поджег-прил, балл-бал) Традиционные или исторические написания. И после тверд шипящ ж,ш,ц Есть правила письма, устанавливаемые графикой: это написания по произношению. Правила второго типа (написания на основе проверки) — правила орфографии. Главное различие этих двух типов правил состоит в том, что правила графики применяются без учета конкретных слов, а правила орфографии — с учетом конкретных слов. Чаще всего графические написания — это написания по произношению (например, для обозначения мягких парных согласных на конце слов всегда применяется Ь: конь, руль, сквозь, жарь, писать…), а орфографические — требующие проверки (например, написание парных глухих согласных на конце слов: суп, зуб, колос, заказ…). Важнейшее противопоставление в русской фонетической системе — противопоставление согласных по мягкости — твердости. Основная задача графики — обозначение парных мягких согласных, т.е. восполнение известного пробела алфавита: алфавит для парных мягких согласных не имеет букв. Основным принципом русской графики является слоговой (позиционный) принцип: единицей чтения и письма являются не отдельные буквы, а их сочетания (условно — слог). Буквы читаются в зависимости от позиции в слове. Этот "пробел" алфавита (отсутствие отдельных букв для каждого звука (точнее – для каждой фонемы) многие ученые расценивают не как его недостаток, а как достоинство. Он позволяет соблюсти принцип языковой экономии; попросту говоря – уменьшить количество графических знаков для написания слов. Слоговой принцип касается прежде всего обозначения мягкости согласных (мягкость согласного обозначается последующим гласным) и обозначения j. Итак, слоговой принцип применяется только к согласным, парным по твердости — мягкости. Написание непарных по твердости — мягкости согласных (ч, щ, ш, ж, ц) и гласных после них слоговым принципом не определяется. Это отступления от слогового принципа:ча ща чу щу чо що жю жё же жи шю шё ше ши це ци ч щ жь шь на конце слов. Сюда же относится написание некоторых заимствованных слов с е после твердых согласных (или это называют ограничением СП графики): пюре отель пенсне компьютер, кашне. Твердые согласные во многих иностранных словах постепенно заменяются мягкими (тема, акварель, академия, шинель), и можно было бы сказать, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а ограничение слогового принципа графики – временное, но: 1) некоторые слова не изменяют свое произношение); 2) есть орфографические искл.: мэр, пэр, сэр, Бэкон. (Метр — мэтр. Орфография изменяется?). Есть и случаи нарушений слогового принципа графики, создаваемые орфографией и наблюдаемые в сфере обозначения й. По слоговому принципу графики й перед гласными обозначается (вместе с этими гласными) буквами Е, Ё, Ю, Я, а во всех других положениях – буквой Й (ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка). Однако есть написания, в которых вместо йотированных гласных, полагающихся по слоговому принципу, пишутся другие буквы или сочетания букв – в заимствованных словах: 1) йо в начале слов и после гласных: йод, йогурт, йог, майолика, майонез, район, Нью-Йорк; 2) о после ь: батальон, бульон, си/еньор, квадрильон, шиньон; 3) йе, йю, йя в начале слов и после гласной (лишний й): йеменский, фейерверк, фойе, плейер, Йюрген, Майя, Гойя. (ср. веер. феерия). Любой развитой язык сущ-т в 2х манифестациях: уст. и пис. формах. Устная речь — речь звучащая, предполагает слушателя, кратковременна. Письменная речь — фиксируется зрительно воспринимаемыми знаками на люб материале, предполагет чтение. Письмо — фиксация устной речи речи при помощи оптических знаков Каждая пис с-ма имеет 4 фактора 1) тип письма. самый древний — пиктографическое письмо (схем изображ-т предмет). 2ой этап в развитии — идеографическое письмо (передает зн-е слова, мож не напоминать своим видом предмет, иерографическое письмо , фонографическое письмо : слоговое (обозначает слоги) и звуко-буквенное (обозначает звуки) 2) с-ма оптич зн-в,заменяющих при письме звуковую речь. . в р.я. использ-ся граф-е ср-вы 2х классов: а)небуквенные б)буквенные (алфавит) 3)графика 1 с-ма соотн-я м/у буквами и звуками в языке 2 наука Особенности рус графики: -нет спец букв д/обозн звука в слаб позиции -нет спец букы д/обозн парн тверд и мягк -некот. буквы в одной поз-ции могут обозн-ть 1н звук, в другой — 2 звука -есть буквы, к-е не имеют звуковых знач-й -переизбыток гласных -недостаток согласных -устроена т.о., что ее принципы позв-т передать все многообразие согл звуков Основной принцип в р.я. – слоговой. ед-ца чтения и письма — графический слог. слоговой принцип работает при обозн-и мяг и тверд согласных и при обозн-и звука j Правила: 1.при обозн м/тв в конце слова — ь/[] 2.мягк согл перед тв, мягк л перед тв и мягк — ь 3.мягк согл перд гл — я, е, ю, и, ё; тв — а, о, у, ы, э. 4. зв j в конце слова или перед согл — й; йотированной глас в нач слова, после глас, после ъ и ь; и — после разд ь Ограничения слогового принципа 1. гласн после шипящ и ц 2 сложносокращ слов (Минюст) 3. заимств слова (антенна; Нью-Йорк (побукв написание в нач слова), фойе (после гласн), бульон (j не обозн,но произн) 4. орфография

1 соотнош-е звуков и букв на письме 2 с-ма правил регулирующих правильное написание 3 прикладная наука, занимающаяся проблемами орфографии в первых 2х знач-ях В р.я система орфографических правил включает в себя 5 разделов: 1) (основной) с-ма правил, регулирующих единообразное написание конкретных морфем и грамматических форм слов 2) с-ма правил, регулирующих написание прописных и стрОчных букв 3) с-ма правил, регул-щих слитное/полуслитное и раздельное написание 4) с-ма сокращений слов на письме 5) с-ма, регул-я перенос слов Орфография всегда ориентирована на конкретную морфему и конкр слово, в отличие от графики Пишущий по правилам орфографии стоит перед выбором, графика выбора не дает Графика диктует свои правила д/обзнач звука В СИЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ, орфография — в основном в слабых Дополняют друг друга, давая обознач-я всему разнообразию звуков во всех позициях 2 центр понятия в орфографии: орфограмма орфографический принцип ОРФОГРАММА-написание выбранное или еще искомое там, где пишущему предоставлен выбор буквы ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП-руководящая идея выбора буквы там, где пишущий стоит перед выбором Орф. строится на 1м или 2х принципах из 3х: 1 — традиционнный на письме закреплено то, что соответствует более раннему произнош-ю (осн на запоминании) 2 — фонетический звук в слабой позиции обозн-ся соотв-й ему буквой (законодательно) 3 — морфологичсекий — осн принцип рус орфографии единообразная передача на письме букв облика слова, конкр морфемы независимо от его звукового состава т.е по морфологич принципу мы обозн звук в слаб позиции буквой, соответ-й звуку в сильной Единообразное напис-е форм слова реализ-ся в неск случаях: 1) напис сущ ж.р. 3 скл с конечн щипящ 2) инфинитив формы 3) формы повел наклон-я 4) напис форм 2го лица едч глагола Нарушение морфолог принципа орфографии *напис 2х согл, когда морфологически д.б. 3 (одесский), и 1ой, когда д.б. 2 *другие случаи: таблитчатый, реснитчатый, добытчик Нарушения, связ-е с реал-цией фонетич-го принципа 1. правописание прист-к на з, с 2. гласн букв в прист раз/рас/рос/рас 3. и, ы после прист на тв согл наруш-я, связ-е с трад принц: 1. словарные слова 2. напис кос/кас, гор/гар и др. 3. г в оконч. прил и мест-й 4. пре-при 5. обозн-е на письме истор чередований 6. некотор случаи, позвол различать слова и формы слов (компания/кампания, ожег/ожог) 1* оформляют речь: -знаки препинания -ударение -апостроф -пробелы -кавычки связаны со смыслом: -параграф -пробелы м/у главами -красная строка -шрифты -выделение цветом -подчеркивание в р.я особо важен пробел м/у словами 2* алфавит — с-ма расположенных в опр порядке оптич знаков, к-ми польз-ся при письме на том или ином языке призн: состав порядок названия букв начертание алфавитные значения букв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *